Navigation bar
  Print document Start Previous page
 46 of 402 
Next page End  

разряжать агрессию, в то время как в реальной жизни является общепринятым жесткий контроль над
открытыми проявлениями агрессии). Сторонники лабораторного эксперимента высказывают, кроме
того, следующее утверждение: опасение, будто испытуемые пытаются произвольно подкреплять своим
поведением рабочую гипотезу, находит мало эмпирических подтверждений; скорее испытуемые в
подобных случаях проявляют негативизм, чем желание «сотрудничать» с экспериментатором
(Berkowitz, Donnerstein, 1982).
Какая стратегия исследования самая лучшая?
Обсуждение трех основных стратегий исследования, используемых персонологами, показывает,
что каждая имеет свои преимущества и недостатки. Плюсы и минусы каждой из них подытожены в
табл. 2-4. В то же время представляется очевидным, что в поисках надежных и обоснованных знаний о
личности человека ни одна стратегия не будет самой лучшей. Попросту говоря, не существует
единственного метода исследования, который идеально подходил бы для любых целей и случаев;
скорее, разные вопросы требуют разных стратегий (Duke, 1986). Кроме того, метод, пригодный для
решения одного вопроса, может оказаться совершенно неподходящим для другого.
Таблица 2-4. Сводная таблица преимуществ и недостатков, связанных с применением трех
методов исследования в психологии личности
Метод исследования
Преимущества
Недостатки
Метод изучения
клинических случаев
1. Показывает сложность и
уникальность индивидуума
2. Свободен от искусственных и
надуманных лабораторных условий
1. Не обеспечивает надежной основы
для формулирования общих
принципов поведения;
рассматриваемые случаи слишком
частные
2. Результаты могут отражать
интересы и личные склонности
исследователя
3. Не позволяет выделять причинно-
следственные отношения между
переменными
Корреляционный метод
1. Позволяет изучать широкий круг
переменных, относящихся к
индивидуальным различиям
2. Позволяет изучать переменные в
естественных условиях реальной
жизни
3. Позволяет определить, может ли
имеющаяся информация об одной
переменной использоваться для
предсказания появления (действия)
второй переменной в будущем
1. Не позволяет делать заключение о
том, что переменные причинно
связаны
2. Возможны недоразумения,
вызванные действием «третьей
переменной»
3. Надежность и валидность шкал
самооценки могут быть
сомнительными
Экспериментальный
метод
1. Позволяет изолировать отдельные
переменные и манипулировать ими
по своему усмотрению
2. Устанавливает причинно-
следственные связи; позволяет
делать выводы о причинности
3. Сбор данных, их запись и анализ
объективизированы
1. Круг феноменов, которые можно
изучать в лаборатории, ограничен по
этическим соображениям
2. Искусственные лабораторные
условия могут ограничивать
возможность распространить
закономерности поведения в
экспериментальной ситуации на
поведение в иных, не тестовых
условиях
3. На изменение изучаемой
переменной могут оказывать влияние
экспериментальные артефакты
(например, представления о социально
Hosted by uCoz