желательном или нежелательном
поведении, требуемые
характеристики, пристрастия
экспериментатора)
Отбор и адаптация метода для решения той или иной теоретической задачи требует большого
искусства, изобретательности и творчества. Однако следует признать, что у персонологов имеются
определенные предпочтения относительно того, как исследовать интересующие их феномены. Эти
предпочтения обусловлены в значительной степени тем, что различные теоретические направления
обычно фокусируются на феноменах, доступных изучению только при использовании определенной
стратегии. Так, нет ничего удивительного в том, что явления, находящиеся в центре внимания
психодинамического направления (такие как неосознаваемые процессы и переживания раннего
детства), по большей части изучались с помощью метода клинических случаев, а не в ходе научного
эксперимента. В свою очередь, связь между центральными вопросами теории и предпочтительными
методами их изучения предполагает, что выбор исследования в персонологии обусловлен
индивидуальным творческим устремлением ученого. Это следует иметь в виду, когда мы в следующих
главах будем обсуждать эмпирические доказательства различных теоретических положений. Хотя
целью любого исследования личности является установление таких фактов и закономерностей, которые
можно осмысливать в более широком теоретическом контексте, возможно, самое большее, чего мы
можем достичь это лишь частичное понимание. И, несмотря на это, даже частичное понимание всей
сложности человеческого поведения, приходящее на смену полному незнанию, представляется весьма
похвальной целью.
Оценка личности
Общераспространенной темой в изучении личности являются индивидуальные различия в
поведении и опыте людей. При исследовании индивидуальных различий персонологи имеют дело с
двумя взаимосвязанными проблемами.
Во-первых, они заинтересованы в описании множества параметров, по которым люди
отличаются друг от друга. Это подтверждается огромным количеством теоретических концепций,
используемых персонологами для описания индивидуальных различий. Такие термины, как черта, тип,
мотив, ценность, темперамент, характер, убеждение и фактор,
представляют собой набор
концептуальных единиц измерения, которые использовались в целях описания постоянных аспектов
поведения человека. Во-вторых, персонологи заинтересованы в дальнейшем развитии способов
измерения индивидуальных различий, то есть в их оценке. Значение этого второго вопроса,
являющегося также центральным для данного раздела, подтверждается внушительным количеством
психологических тестов, которые персонологи применяют для количественной оценки характеристик
индивидуума, включая особенности мышления, чувств и мотивации. Количественная интерпретация
при этом производится таким образом, чтобы психологи имели возможность представлять результаты
своих измерений скорее в числах (обычно на основе тестовых оценок), чем в словах. Например, вместо
вопроса «Является ли Фред робким человеком?» психологи спрашивают: «Насколько Фред робок по
сравнению с остальными?» Описание личности, даваемое непрофессионалами в результате
неформального наблюдения, своей нечеткостью и расплывчатостью резко контрастирует с оценками,
даваемыми психологами. Возьмем, к примеру, характеристику кого-то, как «буйного и безрассудного
типа». Что означает это описание? Проблема здесь в том, что разные люди вкладывают в данную
характеристику разный смысл. Для кого-то она может означать, что этот человек просто опасен и
непредсказуем. В то же время другие посчитают, что он вполне может оказаться душой общества на
вечеринке. Поэтому, какими бы конкретными ни выглядели неформальные описания личности, они с
трудом согласуются между собой. Для того, чтобы избежать неопределенности нечетких характеристик,
личностные психологи пытаются давать точные количественные описания индивидуумов. Формальная
оценка личности не только обеспечивает возможность получения значимой и точной информации об
индивидуальных различиях, но также дает возможность донести эту информацию до других людей ясно
и недвусмысленно.
|