Наше знакомство с западной психологией не носило устойчивого характера: оно то
прекращалось, то возобновлялось. Оттого одни теории и авторы известны нам больше (Г. Айзенк, Р.
Кеттел), другие меньше (Дж. Келли). Вместе с тем при изложении любой теории неизбежны
определенные потери: нелегко передать стиль мышления автора, каждый из которых неповторим,
уникален. В частности, книги Эрика Эриксона оказали на общественное сознание США такое сильное
действие, что в период известных студенческих волнений 1960-х годов молодые люди шли к Белому
дому, держа его произведения в руках наравне с Библией. Это трудно почувствовать при чтении главы,
посвященной теории Эриксона, однако возможно.
Читателю мы порекомендовали бы также не упускать из виду, что дискуссии между
представителями разных направлений в психологии не утихают (состояние для науки естественное) и
окончательных вердиктов, надеемся, вынесено не будет. Этого можно не заметить за некоторыми
упрощениями, допущенными авторами. Например, драматическая идея Фрейда о смерти, вызвавшая
раскол даже среди его учеников, представлена в очень плоском виде: как идея об изначально присущей
человеку агрессии. Пользуясь случаем, подчеркнем, что тенденция к разрушению и агрессия далеко
не одно и то же (хотя так может казаться с точки зрения обыденного сознания), и агрессия может
возникнуть при блокировании любого влечения, в том числе любовного (что уже более понятно с
позиций здравого смысла и жизненного опыта).
Последняя категория неизбежных при издании такого фундаментального труда сложностей
это соотнесение сформировавшегося в нашей научной среде языка с авторской (западной)
терминологией. Например, термин «инвайронментализм» подразумевает учет в теории личности
внешних факторов среды, в отечественной же психологической науке мы обычно используем термин
«социальное».
Убеждены, что настоящая книга станет не только объектом ссылок в научных публикациях, но и
учебником по психологии личности и истории психологии, а также будет чрезвычайно полезной для
педагогов, философов, других специалистов гуманитарного профиля.
Канд. психол. наук Ю. Т. Ковалев,
канд. психол. наук М. А. Гулина
С.-Петербургский государственный университет
Нашим женам Джин и Элизабет
Нашим детям Аньянетт, Кристиану, Дэниелу и Марку
Об авторах
Ларри А. Хьелл доцент психологии в Государственном университете Нью-Йорка,
Брокпортский колледж. Получил степень магистра по экспериментальной психологии в Университете
Огайо (1964), степень доктора по социально-личностной психологии в Университете Оклахомы в
Нормане (1967). Ранее преподавал в Университете Вилланова и Университете острова Принца Эдуарда.
Д-р Хьелл опубликовал многочисленные статьи по проблемам психологии личности: локусу контроля,
самоактуализации, самовосприятию, точности восприятия личности. Сейчас он исследует роль
личностных переменных в связи с временной стабильностью шкал самоотчета. В его научные интересы
также входят самоконтроль, объяснительный стиль и личностная эффективность. Он член
Американской психологической ассоциации (АПА) и 8-го Подразделения (социально-личностное)
АПА.
Дэниел Дж. Зиглер профессор психологии и декан Высшей школы в Университете
Вилланова. Получил степень доктора по психологии в Университете Темпл (1968). Работая в
Университете Вилланова с 1961 года, д-р Зиглер был заведующим Отделения психологии с 1968 по
1987 год, деканом Высшей школы с 1987 года по настоящее время. Он автор многих публикаций в
журналах и сборниках научных трудов, самые последние относятся к области когнитивных
компонентов стресса. Как психолог, имеющий частную практику в Пенсильвании, д-р Зиглер накопил
большой опыт в психологическом тестировании и консультировании. К тому же он приобрел
национальную известность как лектор в области управления стрессом.
|