Предисловие
Первый курс по психологии личности должен ввести студентов в разнообразие теоретических
направлений, которые помогут понять, почему люди ведут себя так, как они это делают в
действительности. Поэтому третье издание представляет теории личности нескольких различных
направлений. Мы надеемся, что студенты оценят по достоинству разнообразие концептуальных
подходов к изучению людей. Изучение личности должно так или иначе концентрировать внимание на
стратегиях и результатах эмпирических исследований. Помня об этом, мы привели в соответствие с
современными требованиями и расширили изложение материала, касающегося эмпирической проверки
теоретических предположений в процессе научного исследования. И наконец, элементарный учебник по
теории личности должен придавать особое значение практическому применению теоретических идей.
Поэтому мы включили многочисленные примеры, иллюстрирующие, как основные конструкты и
постулаты различных направлений можно применить к повседневной жизни. При работе над этой
книгой мы ставили себе задачу помочь студентам воспринять и оценить некоторые глубокие и
восхитительные концепции личности. Дисциплина персонология включает в себя множество теорий,
методов исследования, научных открытий и сфер приложения. Мы надеемся, что в этом издании вы
найдете стройное, информативное и четкое объяснение каждого из этих важных элементов,
представляющих данную область сегодня. Кроме того, мы надеемся, что учебник позволит студентам
осознать, как открытия, сделанные различными теоретиками, могут быть интегрированы с целью
лучшего понимания всей сложности личности и поведения человека.
Как и во втором издании «Теорий личности», мы остаемся верны нашему утверждению, что
теории личности отражают основные положения теоретика о природе человека. Этот тезис подробно
излагается во вводной главе, где рассматриваются девять философских положений, лежащих в основе
теорий личности. Этот новый подход к изучению личности позволяет разработать систему для
сравнения и сопоставления различных теоретических точек зрения. И, что возможно даже более важно,
такой подход поможет студентам увидеть поверх деталей отдельной теории основные философские
взгляды, которых теоретик придерживался в отношении людей и их личности. Многочисленные
отклики студентов и преподавателей, читавших второе издание данной книги, говорят о том, что взгляд
с позиции основных положений расширяет понимание различий между теоретиками и их концепциями
человечества.
Что нового в третьем издании?
Прежде всего, некоторые главы были расширены с тем, чтобы более полно осветить некоторые
теории личности. А именно, мы дополнили изложение обзором теорий, сформулированных Карлом
Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом, Карен Хорни, Рэймондом Кеттелом, Гансом Айзенком и
Джулианом Роттером. Отчетливо выраженные каждым из этих теоретиков концепции и принципы в
значительной мере способствуют пониманию явлений, попадающих в сферу личности. Их взгляды на
личность представлены в заключительных разделах глав, посвященных подробному описанию
конкретных теоретических подходов. В главе 5, например, выдающиеся идеи, высказанные Эрихом
Фроммом и Карен Хорни, освещаются после детального объяснения концепций, основных положений,
эмпирических данных и практического применения эго-теории Эрика Эриксона. Мы также включили
краткую биографическую справку о каждом из теоретиков и конспективно изложили достоинства и
недостатки его системы.
Во-вторых, мы включили новую главу, описывающую стратегии, используемые
исследователями при изучении личностных феноменов. Мы рассматриваем, как применяют метод
анамнеза, корреляционный анализ и формальные эксперименты, для того чтобы оценить валидность
теоретических предположений. К тому же мы описываем различные методы оценки (интервью,
самоотчеты и проективные тесты), с помощью которых обычно собирают информацию о людях. Знание
этих методов позволит студентам узнать, какую роль играет оценка в измерении индивидуальных
различий. Они также поймут, насколько тесно методы оценки связаны с общим подходом
исследователя к изучению фундаментальных вопросов и проблем личности.
Мы внесли и другие изменения в третье издание, сохранив в то же время хорошо
зарекомендовавшую себя форму изложения и общую направленность, характеризовавшие предыдущее
издание. Мы включили описание самых новых исследований, связанных с эмпирической валидизацией
|