недоступно прямому наблюдению, оно не имеет физических проявлений. Далее, гипотетический
конструкт, существование которого невозможно доказать на основании какого-либо поведенческого
критерия, для психологии личности бесполезен, поскольку она использует для получения знаний
эмпирический подход. Именно здесь и встает вопрос о конструктной валидности.
Конструктная валидизация это процесс сбора доказательств того, что тест измеряет
определенный гипотетический конструкт, выведенный из теории. Это сложный и трудоемкий процесс,
требующий проведения многих исследований, в ходе которых подвергаются проверке корреляции
между тестовыми оценками и теми величинами, которые предположительно связаны с рассматриваемой
концепцией. Один путь валидизации заключается в установлении корреляций между тестовыми
оценками исследуемого конструкта и показателями другого теста, который предположительно измеряет
тот же самый конструкт. Эта процедура на практике известна как конвергентная валидизация (Campbell,
Fiske, 1959). Предположим, перед нами новый тест, который, как мы думаем, измеряет конструкт
самооценки. Если этот наш новый тест на самом деле измеряет самооценку, он должен положительно
коррелировать с другой процедурой измерения самооценки, хорошо зарекомендовавшей себя и
валидной. Если несколько разных измерений самооценки согласуются друг с другом и с нашим новым
тестом, мы имеем некоторые доказательства конструктной валидности нашего нового теста
самооценки.
Другой путь установления конструктной валидности показать, что вновь разработанная
измерительная процедура не коррелирует с показателями, для измерения которых данная процедура не
предназначена, явно не связанными с концептуальным определением, данным теоретиком. Этот аспект
валидизации известен на практике под рабочим названием дивергентная валидность (Campbell, Fiske,
1959). Например, если наш новый тест самооценки не коррелирует со значениями других тестов,
разработанных для измерения концептуально отличных от представленных в нем качеств, мы получаем
доказательства дискриминантной валидности (поскольку наша процедура измерения самооценки
отличается от тех, что измеряют не самооценку, а нечто другое, так и должно быть). Это важный этап
установления конструктной валидности оценочной процедуры.
Перечисление трудностей, сопряженных с демонстрацией конструктной валидности методов
оценки, выходит далеко за пределы темы данной книги. Однако, поскольку мы сейчас рассматриваем
различные типы подходов к оценке личности, мы должны помнить, что достоинство любого метода
оценки определяется в конце концов его конструктной валидностью. Если данная методика содержит
признаки слабой конструктной валидности, то в процессе ее использования мы можем получить
результаты, не имеющие ничего общего с проверяемой концепцией.
Типы методов оценки
Персонологи в процессе сбора информации о людях используют множество разнообразных
методов оценки. К ним относятся опросники, методы чернильных пятен, личные документы, процедуры
оценки поведения, характеристики, даваемые сверстниками, рассказы о самих себе. Каждый метод
имеет свои преимущества и недостатки в отношении способов получения ответа, подсчета и
интерпретации данных, надежности и валидности. В этом разделе мы рассмотрим три направления
измерения или оценки личности: интервью, личностные опросники и проективные методы.
Интервью как метод оценки
Интервью один из наиболее старых и широко распространенных методов получения
информации о людях (Aiken, 1984). В интервью персонолог получает информацию, задавая
интервьюируемому определенные вопросы и выслушивая ответы. Интервьюер и респондент ведут
диалог лицом к лицу, стремясь достичь определенного результата. Фактически сам способ проведения
интервью зависит от конкретной интересующей темы или цели. Например, интервью при приеме на
работу имеет целью оценить особенности личности, необходимые в данной деятельности. Интервью как
метод научного исследования направлено на сбор информации о личности в рамках определенной темы
исследования. Клиническое интервью служит цели диагностики проблем пациента и выбора терапии,
наиболее адекватной установленному диагнозу. При всем разнообразии форм интервью их можно
разделить на структурированные или неструктурированные. В интервью первого типа вопросы
тщательно сформулированы и умело выстроены в нужном порядке. Схему структурированного
|