самооценки преобладают вопросы, дающие возможность испытуемым относительно легко вводить
исследователя в заблуждение. Умышленная же ложь наиболее вероятна тогда, когда респондент
убежден, что извлечет для себя какую-то пользу, дав ответы, не соответствующие действительности
(Furnham, 1990). Претендент на вакантную должность может «смошенничать», умышленно давая
положительные ответы на вопросы, от которых, как ему кажется, зависит, сложится ли о нем
благоприятное мнение и будет ли он принят на работу. И, наоборот, человек может «смошенничать» в
худшую сторону и преднамеренно отвечать «нет» на определенные вопросы, полагая, что это создаст о
нем впечатление как о человеке с более серьезными психическими нарушениями, чем это есть на самом
деле. Последнее может иметь место в ситуации, когда необходимо оценить душевное состояние
обвиняемого в уголовном преступлении.
Лучшая защита от этой опасности встроить в тест контрольные шкалы, позволяющие
обнаруживать преднамеренную ложь. Например, MMPI содержит шкалы, цель которых показывать,
когда обследуемые лгут, когда проявляется их психологическая защита или когда они дают уклончивые
ответы. Другой путь вводить в тест дополнительные вопросы, прямо не относящиеся к изучаемому
феномену, благодаря чему цель теста станет менее ясной для испытуемого. Тем не менее, эти попытки
могут оказаться успешными только отчасти: трудно определить, до какой степени испытуемый сможет
исказить информацию о себе. Поэтому по возможности важные заключения о личности испытуемого не
должны основываться только на результатах теста самоотчета.
Другой недостаток шкал самоотчета связан со встречающейся у многих людей тенденцией
отвечать таким образом, чтобы «хорошо выглядеть». Эта тенденция носит название социальной
желательности,
и она составляет проблему при использовании не только тестов самоотчета, но и
других оценочных процедур. В отличие от преднамеренной лжи, в данном случае, испытуемые могут не
осознавать, что они искажают ответы в благоприятном направлении; они непреднамеренно пытаются
представить себя в лучшем свете, чем это имеет место в действительности.
Защитить метод от возможных искажений в сторону социальной желательности или ослабить их
влияние можно с помощью нескольких приемов. Некоторые тесты самоотчета (такие как MMPI)
содержат вопросы, выявляющие вероятность того, что респондент дает социально желательные ответы.
В других тестах предусмотрено прямое измерение количества «приукрашивающих» ответов. Например,
«Шкала социальной желательности» КроунаМарлоу (Crowne, Marlowe, 1964) сконструирована с
целью измерения тенденции представлять себя в выгодном свете. Другой способ решить эту проблему
заключается в тщательной оценке социальной приемлемости каждого вопроса до его включения в тест.
В любом случае, очевидно, что при интерпретации тестового материала психологи должны знать о
потенциальной возможности «загрязнения» результатов за счет тенденции социальной желательности.
Последняя проблема связана с тем, что некоторые люди склонны отвечать на вопросы теста
определенным образом, независимо от содержания тестового материала. Например, одни испытуемые
отвечают утвердительно гораздо чаще, чем другие, они фактически соглашаются с каждым вопросом
теста. Эта тенденция отвечать согласием является основной проблемой шкал самооценки, в которых
требуются ответы типа «верноневерно» или «данет» (как MMPI). Если тенденцию отвечать на
вопросы положительно не удастся как-то нейтрализовать, то в случаях постоянного согласия мы
получим искаженные результаты, непригодные для оценки личностных особенностей данного человека.
К счастью, тенденция отвечать преимущественно согласием является относительно легко решаемой
проблемой. Большинство авторов формулируют вопросы теста таким образом, чтобы ответы «верно
неверно» и «данет» примерно в равной степени раскрывали бы измеряемую черту. Благодаря этому
при подсчете показателей теста любое косвенное влияние, оказываемое тенденцией отвечать
преимущественно «да» или преимущественно «нет», уравновешивается.
Проективные методы
Проективные личностные тесты первоначально предназначались для помощи клиническим
психологам в диагностике характера и сложности эмоциональных нарушений у пациента. Основанием
для появления проективных тестов служит положение теории Фрейда, согласно которому
неосознаваемые процессы важны для понимания психопатологии. Соответственно, цель проективной
оценки заключается в раскрытии неосознаваемых конфликтов личности, ее страхов и источников
беспокойства. Термин проективный метод предложил Л. Франк (Frank, 1939) для обозначения методов
оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание которых не предполагает
четких, обусловленных данной культурой ответов. Подобные методы, представляющие собой скорее
|