Резюме
Теория выполняет роль катализатора для эмпирического исследования важных личностных
феноменов и обеспечивает смысловую основу интерпретации установленных фактов и
закономерностей. В отличие от несистематических наблюдений или соображений с позиции здравого
смысла, при экспериментальном изучении личности те или иные заключения, касающиеся
человеческого поведения, не считаются обоснованными до тех пор, пока не будут предоставлены
объективные и воспроизводимые данные. Ориентация на научные исследования также предполагает
наличие ясных и четких описаний процедуры измерения изучаемых переменных.
В основе всех исследовательских подходов в психологии личности лежит наблюдение. Каждый
из видов наблюдения несистематизированное, естественное и контролируемое полевое наблюдение
обсуждались в данной главе как способы более строгого изучения поведения человека. Также
рассматривались преимущества и недостатки каждого вида наблюдения.
Три исследовательские стратегии в изучении личности представлены методом изучения
клинических случаев, корреляционным методом и экспериментальным методом. Каждая стратегия
предполагает, что исследователь осуществляет объективное наблюдение за кем-то, кто что-то делает
или говорит.
Метод анамнеза, или метод изучения истории болезни, обеспечивает возможность глубокого
анализа отдельной личности. Этот метод направлен прежде всего на диагностику и лечение
индивидуумов, страдающих эмоциональными расстройствами. Кроме того, изучение клинических
случаев имело значение при создании ряда теорий личности и при изучении здоровых индивидуумов на
протяжении многих лет. При описании прошлого пациента (описании клинического случая)
используются разные методы, как-то: биографические и автобиографические очерки, личностные
опросники и проективные тесты, интервью, а также информация, полученная от тех людей, которые
довольно хорошо знают данного человека. Хотя истории болезни представляют собой ценный источник
знаний о людях, этот метод не свободен от некоторых недостатков, связанных с тем, что объектом
изучения здесь является конкретный человек. В частности, история болезни не устанавливает причины
тех или иных наблюдаемых событий, возможность обобщения полученных данных здесь весьма
ограничена, отобранные данные могут носить оттенок личных предубеждений и/или их истинность
трудно проверить.
Корреляционный метод используется для установления связей между переменными и внутри
них. Исследователи, использующие корреляционный метод, обычно заинтересованы в получении
ответов на особые вопросы. Например, можно ли на основе успеваемости в колледже предсказать
профессиональный успех в дальнейшем. Коэффициент корреляции как первичный статистический
показатель обозначает направление и силу связи между переменными. Коэффициент корреляции может
варьировать от -1 (полностью отрицательная зависимость) до +1 (полностью положительная
зависимость). Как исследовательская стратегия корреляционный метод позволяет изучать многие
аспекты человеческого поведения в естественных условиях. Кроме того, с его помощью можно изучать
переменные, которые никаким иным способом невозможно исследовать по этическим соображениям.
Однако корреляционный метод не дает убедительных доказательств того, что одна переменная
вызывает появление другой переменной, даже если они обе тесно связаны, то есть имеют высокий
коэффициент корреляции. Корреляция не предполагает установления причинных связей. В данной
главе отмечается также, что определенную путаницу в интерпретацию корреляционных связей может
внести третья переменная.
Экспериментальный метод дает исследователям возможность устанавливать причинно-
следственные связи посредством манипуляции определенной переменной в тщательно контролируемых
условиях, что позволяет наблюдать изменения второй переменной, как результат изменений первой
переменной. Изменяемая переменная (условие, контролируемое исследователем) является независимой
переменной. Наблюдаемый ответ, или поведение индивидуума (исход эксперимента) представляет
собой зависимую переменную. Для проведения самого простого эксперимента требуются две группы
испытуемых. Экспериментальная группа подвергается действию независимой переменной, а
контрольная группа нет. Распределение испытуемых по группам осуществляется случайным
образом. Это дает гарантию того, что различия между группами будут обусловлены только наличием
или отсутствием независимой переменной. В качестве примера рассматривался эксперимент по
изучению возможных закономерностей, лежащих в основе известной поговорки «На миру и смерть
|