красна». Результаты показали, что участницы эксперимента предпочитали находиться рядом с другими
людьми, когда испытывали сильную тревогу в ожидании болезненного удара электрическим током.
Следующий эксперимент показал, что испытуемые, переживающие сильную тревогу, предпочитали в
это время общество только тех, кто оказался в такой же ситуации.
Будучи мощной исследовательской стратегией, эксперимент имеет ограничения при изучении
поведения человека. Помехой для его применения могут быть этические соображения. Другое
ограничение связано с тем, что эксперименты, проводимые в лабораторных условиях, часто носят
искусственный характер, и это ограничивает возможность обобщения результатов. Присущие
лабораторным условиям артефакты (например, феномен требуемых характеристик, установочные
ответы) могут оказывать незапланированное воздействие на результаты исследования. Наконец, было
отмечено, что экспериментальное исследование проводится в соответствии с принципом
осведомленного согласия. Испытуемым сообщается заранее о любом потенциальном риске, и они могут
отказаться от участия в эксперименте в любое время без всяких опасений.
Каждая стратегия исследования, используемая при изучений личности, имеет определенные
преимущества и недостатки. Более того, ни один метод не является идеальным для решения всех
вопросов.
Измерение индивидуальных различий, иначе называемое оценкой,
является интегральным
аспектом в психологии личности. Методы оценки личности должны удовлетворять критериям
стандартизации, нормирования, надежности и валидности. Надежность является характеристикой
постоянства теста и определяется двумя путями: методом повторного тестирования (ретестовая
надежность) и методом расщепления (внутренняя согласованность). Валидность показывает, измеряет
ли тест именно то, что он предназначен измерять. Рассмотрены виды валидности, включая
содержательную валидность, критериальную валидность и конструктную валидность.
Центральным вопросом в процессе научного исследования является измерение различных
аспектов отдельной личности. Основными подходами к оценке личности являются метод интервью,
личностные тесты самоотчета и проективные тесты.
Рассмотрены и проиллюстрированы главные особенности неструктурированного и
структурированного интервью как оценочных процедур. Структурированная форма предпочтительна
при проведении научного исследования, в то время как неструктурированная в терапевтической
ситуации.
Методы самоотчета бывают двух типов: тесты, измеряющие единственный показатель и тесты,
измеряющие одновременно несколько показателей. В качестве примера теста первого типа обсуждалась
«Шкала самоосознания». Примером теста второго типа послужил «Миннесотский многоаспектный
личностный опросник»; обсуждалась его диагностическая ценность. Измерения самооценки
объективны в том отношении, что испытуемым предоставляется минимальная свобода в ответах, а на
процедуру подсчета результатов не влияют личные склонности или теоретическая ориентация
экспериментатора. Проблемы, внутренне присущие тестам самоотчета, включают предумышленный
обман (подделка ответов в «хорошую» или «плохую» сторону), фальсификацию ответов в социально
желательном свете и установки на определенные ответы (молчаливое согласие со всеми утверждениями
теста).
Проективные методы пытаются проникнуть в неосознаваемые или очень тонкие аспекты
личности, давая возможность индивидуумам при ответах на неопределенные стимулы проецировать на
тестовый материал свои чувства, потребности и ценности. Перечислены различные категории этих
тестов. В качестве репрезентативного примера приведен тест Роршаха. Сторонники проективных тестов
утверждают, что они плохо стандартизированы, имеют низкую надежность и валидность,
чувствительны к субъективизму в интерпретации.
Вопросы для обсуждения
1. Каковы преимущества эмпирического подхода к изучению личности по сравнению с подходом
с позиций здравого смысла или интуиции?
2. Опишите метод изучения клинических случаев как исследовательскую стратегию в
персонологии. Каковы его достоинства и ограничения?
3. Проанализируйте некоторые обстоятельства, в которых экспериментатор предпочел бы
использовать корреляционный метод для изучения проблем личности.
|