Navigation bar
  Print document Start Previous page
 78 of 402 
Next page End  

контексте сексуальность понимается как состояние возбуждения, сопровождающее процесс насыщения
у младенца. Соответственно, первыми объектами — источниками удовольствия становятся для него
материнская грудь или рожок, а первым участком тела, где локализовано наслаждение, вызываемое
уменьшением напряжения, является рот. Сосание и глотание выступают в качестве прототипов каждого
акта сексуального удовлетворения в будущем. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение
этого орально-зависимого периода, состоит в закладке основных установок (конечно, в виде их
рудиментарных проявлений) зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей.
Поскольку младенец изначально не способен отличать свое собственное тело от материнской груди, в
процессе сосания он испытывает смешанное ощущение насыщения и нежности. Это смешение
объясняется эгоцентризмом младенца. Со временем материнская грудь утратит значение объекта любви
и будет замещена частью его собственного тела. Он будет сосать свой палец или язык, чтобы
уменьшить напряжение, вызванное недостатком постоянной материнской заботы.
<На оральной стадии
психосексуального
развития главным источником удовольствия
является
сосание,
кусание и глотание. Эти действия (связанные
с кормлением грудью)
снижают напряжение у
младенца.>
Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Согласно центральной
предпосылке психоаналитической теории, все младенцы испытывают определенные трудности,
связанные с отлучением от материнской груди или отнятием рожка, потому что это лишает их
соответствующего удовольствия. Чем больше эти трудности, то есть чем сильнее концентрация либидо
на оральной стадии, тем сложнее будет справляться с конфликтами на следующих стадиях.
Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получал чрезмерную или
недостаточную стимуляцию в младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-
пассивный тип личности. Человек с орально-пассивным типом личности веселый и оптимистичный,
ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе и постоянно ищет одобрения любой
ценой. Его психологическая адаптация заключается в доверчивости, пассивности, незрелости и
чрезмерной зависимости.
В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии —
орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря
чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной
отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической стадии
выражается у взрослых в таких чертах личности как любовь к спорам, пессимизм, саркастические
«подкусывания», а также часто в циничном отношении ко всему окружающему. Людям с этим типом
характера, кроме того, свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью
удовлетворения собственных нужд.
Анальная стадия
Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до третьего года
жизни. В течение этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания
и выталкивания фекалий. Они постепенно научаются усиливать удовольствие путем отсрочки
опорожнения кишечника (то есть допуская небольшое давление, вызывающее напряжение в области
прямой кишки и анального сфинктера). Хотя контроль над кишечником и мочевым пузырем является в
основном следствием нервно-мышечной зрелости, Фрейд был убежден в том, что способ, каким
родители или заменяющие их фигуры приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более
позднее личностное развитие. С самого начала приучения к туалету ребенок должен учиться
разграничивать требования ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения,
исходящие от родителей (самостоятельный контроль над экскреторными потребностями). Фрейд
утверждал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.
<На анальной стадии
психосексуального развития главным источником удовольствия
является
процесс дефекации. Согласно Фрейду, приучение
к туалету представляет собой первую попытку
ребенка контролировать инстинктивные импульсы.>
Фрейд выделял две основные родительские тактики, наблюдаемые в процессе преодоления
неизбежной фрустрации, связанной с приучением ребенка к туалету. Некоторые родители ведут себя в
этих ситуациях негибко и требовательно, настаивая, чтобы их ребенок «сейчас же сходил на горшок». В
ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказания «мамочки» и «папочки», и у него
начнутся запоры. Если подобная тенденция «удерживания» становится чрезмерной и распространяется
Hosted by uCoz