Латентный период
В промежутке от шести-семи лет до начала подросткового возраста располагается фаза
сексуального затишья, получившая название латентного периода. Теперь либидо ребенка направляется
посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, такие, как
интеллектуальные занятия, спорт и отношения со сверстниками. Латентный период можно
рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной
стадии. Снижение сексуальной потребности в данном случае Фрейд относил частично к
физиологическим изменениям в организме ребенка, а частично к появлению в его личности структур
эго и суперэго. Следовательно, латентный период не надо рассматривать как стадию психосексуального
развития, потому что в это время не появляются новые эрогенные зоны, а сексуальный инстинкт
предположительно дремлет.
Фрейд уделял незначительное внимание процессам развития в латентном периоде. Это довольно
странно, поскольку он занимает в жизни ребенка почти такой же временной промежуток, как все
предшествующие стадии вместе взятые. Возможно, это была передышка не только для ребенка, но и
для теоретика.
Генитальная стадия
С наступлением половой зрелости восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения, а
вместе с ними интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса. Начальная
фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти) характеризуется
биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Репродуктивные органы достигают
зрелости, выброс гормонов эндокринной системой ведет к появлению вторичных половых признаков
(например, оволосение лица у мужчин, формирование молочных желез у женщин). Результатом этих
изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной
активности. Иначе говоря, вступление в генитальную стадию отмечено наиболее полным
удовлетворением сексуального инстинкта.
Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через
«гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии подростка направлен на человека одного
с ним пола (например, на учителя, соседа, сверстника) в основном, таким же образом, как это
происходит при разрешении эдипова комплекса. Хотя явное гомосексуальное поведение не является
универсальным опытом этого периода, согласно Фрейду, подростки предпочитают общество
сверстников одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер
противоположного пола, и начинается ухаживание. Увлечения юности в норме ведут к выбору брачного
партнера и созданию семьи.
Генитальный характер это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это
человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях. Он испытывает удовлетворение
в гетеросексуальной любви. Хотя Фрейд был противником сексуальной распущенности, он более
терпимо относился к сексуальной свободе, чем буржуазное общество Вены. Разрядка либидо в половом
акте обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, поступающими от
половых органов; контроль сдерживает энергию инстинкта, и поэтому она достигает наивысшей точки в
подлинном интересе к партнеру без каких-либо следов чувства вины или конфликтных переживаний.
Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек
должен отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность,
физический комфорт в сущности, все формы удовлетворения легко давались, и ничего не
требовалось взамен. Люди должны учиться трудиться, откладывать удовлетворение, проявлять в
отношении других тепло и заботу, и прежде всего, брать на себя более активную роль в решении
жизненных проблем. И наоборот, если в раннем детстве имели место разного рода травматические
переживания с соответствующей фиксацией либидо, адекватное вхождение в генитальную стадию
становится трудным, если не невозможным. Фрейд отстаивал точку зрения, согласно которой серьезные
конфликты в поздние годы являются отголосками сексуальных конфликтов, имевших место в детстве.
Природа тревоги
|