подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери и начинает
идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Процесс идентификации с отцом,
получивший название идентификации с агрессором,
выполняет несколько функций. Во-первых,
мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого
поведения, обрисовывающих для него, что это значит быть мужчиной. Во-вторых, идентифицируясь
с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви заместительным путем, поскольку теперь он
обладает теми же атрибутами, которые мать ценит в отце. Еще более важным аспектом разрешения
эдипова комплекса является то, что мальчик интернализирует родительские запреты и основные
моральные нормы. Это есть специфическое свойство идентификации, которое, как считал Фрейд,
подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. То есть суперэго является следствием
разрешения эдипова комплекса.
Версия эдипова комплекса у девочек получила название комплекса Электры. Прообразом в
данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата
Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерть отца. Как и у мальчиков,
первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую
стадию, она осознает, что у нее нет пениса, как у отца или брата (что может символизировать
недостаток силы). Как только девочка делает это аналитическое открытие, она начинает хотеть, чтобы у
нее был пенис. По Фрейду, у девочки развивается зависть к пенису,
что в определенном смысле
является психологическим аналогом страха кастрации у мальчика. (Нет ничего удивительного в том,
что Фрейд предан анафеме сторонниками феминистского движения!) Вследствие этого девочка
начинает проявлять открытую враждебность по отношению к своей матери, упрекая ее в том, что та
родила ее без пениса, или возлагая на мать ответственность за то, что та отняла у нее пенис в наказание
за какой-то проступок. Фрейд полагал, что в некоторых случаях девочка может низко оценивать
собственную женственность, считая свой внешний вид «дефективным». В то же самое время девочка
стремится обладать своим отцом, потому что у него есть такой завидный орган. Зная, что она
неспособна заполучить пенис, девочка ищет другие источники сексуального удовлетворения в качестве
заменителей пениса. Сексуальное удовлетворение фокусируется на клиторе, и у девочек в возрасте
пяти-семи лет клиторная мастурбация иногда сопровождается маскулинными фантазиями, в которых
клитор становится пенисом.
Многие эксперты сходятся во мнении, что объяснение Фрейдом разрешения комплекса Электры
неубедительно (Lerman, 1986). Одно возражение касается того, что матери не обладают такой же
властью в семье, как отцы, и поэтому не могут выступать в роли столь угрожающей фигуры. Другое
состоит в том, что, поскольку у девочки изначально нет пениса, у нее не может развиться настолько
интенсивный страх, как у мальчика, опасающегося увечья в качестве возмездия за кровосмесительное
желание.
В ответ на второе возражение Фрейд выдвинул тезис о том, что у девочек развивается не столь
компульсивное, жесткое чувство нравственности в зрелом возрасте. Независимо от интерпретации,
Фрейд утверждал, что девочка со временем избавляется от комплекса Электры путем подавления
тяготения к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на
мать, получает символический доступ к своему отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь
выйти замуж за мужчину, похожего на отца. Позднее некоторые женщины мечтают о том, чтобы их
первенцы оказались мальчиками феномен, который ортодоксальные фрейдисты интерпретируют как
выражение замещения пениса (Hammer, 1970). Нет нужды говорить, что сторонники феминистского
движения считают взгляд Фрейда на женщин не только унизительным, но и абсурдным (Gilligan, 1982).
Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и
опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу
над родителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказывать свою мужественность и
половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Один из путей
достижения этой цели безжалостное завоевание женщин, то есть поведение по типу Дон Жуана. У
женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а
также к беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться наивными и невинными в
сексуальном отношении. Некоторые женщины, наоборот, могут бороться за главенство над мужчинами,
то есть быть чрезмерно настойчивыми, напористыми и самоуверенными. Таких женщин называют
«кастрирующими». Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как
основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к
импотенции и фригидности.
|