Нестабильность результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Тест-
опросник имеет три шкалы, две из них соответствуют двум основным параметрам индивидуальности,
третья контрольная шкала лжи.
В области психотерапии А. является и одним из основоположников поведенческой
психотерапии. С точки зрения А., теоретической основой и практической базой поведенческой
психотерапии, направленной на изменение в позитивном направлении способов поведения и эмоций
человека, являются современные теории научения и их основные законы.
АКТИВИРУЮЩИЙ ПРИНЦИП В ПСИХОТЕРАПИИ. Проблема активности человека всегда
связана с его волевыми качествами, с уровнем его сознательного отношения к действительности. Для
российской психотерапии прошлых десятилетий особенно характерным было утверждение
активирующей психотерапии (Лебединский М. С., 1971) (см. Биопсихотерапия по Консторуму,
Активная психотерапия по Иванову).
Задача психотерапии помочь больному понять, что это
относится к его собственной жизни. Следует различать: 1) снижение активности, вызванное не
зависящими от личности обстоятельствами (например, постельный режим); 2) снижение активности
личности как таковой. Снижение активности второго типа, т. е. подлинное снижение активности
личности, может возникнуть на почве первого. Невроз, патологическая реакция, психические болезни,
астенические состояния всегда связаны с различной формой нарушения сознательной, волевой, разумно
направленной активности.
Одной из важнейших и наиболее ранних задач психотерапии в этом случае является повышение
активности больного в отношении преодоления своей болезни и травмирующих обстоятельств. В
дальнейшем ставятся задачи возможного активирования социально полезной деятельности больного,
его отношения к обстоятельствам жизни в более широком плане.
Активирующая психотерапия может противопоставляться седативной, успокаивающей.
Успокоение больного очень часто может быть достигнуто только путем повышения его активности,
например привлечения к труду, повышения активности в выполнении долга (семья, работа, общество).
При этом активность можно назвать подготовительной (мысли о возвращении к работе, повышение
интереса к семье и пр.). Активирование врачом больного требует учета его возможностей и
постепенности. На конечном этапе задачей психотерапии должно быть достижение активности
личности в поведении больного, в его деятельности до доступного ей максимума. А. п. в п. требует
соответствующего отношения врача к различным методическим приемам.
Психотерапевт не может решать за больного вопрос о направленности его повышающейся
активности, но не может и стоять в стороне от решения больным тех вопросов, которые наиболее
связаны с его здоровьем, с вопросами морали, с интересами общества. Гипнотический метод не должен
представлять исключение из общего принципиального положения об активировании больного. Его
следует использовать в единой системе психотерапевтических методик в целях повышения
сознательной активности больного, особенно в отношении надежды на выздоровление, коррекции в
сфере представлений, переживаний, установок, в сфере саморегуляции и компенсации. Повышение
уровня активности обязательно связано в психотерапии с вопросом об основных ее источниках
интересах, побуждениях, сознательности, чувстве долга.
Побуждение врачом больного к активности уже само по себе обязательно связано с активностью
психотерапевта. Один из ведущих психотерапевтов нашей страны в 1960-70 гг. М. С. Лебединский
отмечал: «Мы против пассивности психотерапевта. Принцип активирования больного противостоит
принципу увода его от реальной жизни в давнее прошлое, в сновидения и пр. Мы не за игнорирование
прошлого, поскольку оно действительно часто ответственно за болезнь и ее проявления. Мы учитываем
также роль сновидений, неосознаваемого. Но мы за то, чтобы во врачебном воздействии основное
внимание было направлено на настоящее и жизненные перспективы больного, ситуацию, переживания.
Одной из важнейших задач психотерапии является влияние на самосознание больного. Психотерапевт
должен помочь больному правильно оценить свои обязанности перед обществом, семьей, служебный
долг, возможности, претензии к обществу, достоинства и недостатки, взаимоотношения с
окружающими». И далее он подчеркивал, что во взаимоотношениях с больным врач должен оказывать
определяемое лечебной задачей влияние на него, руководствуясь принципами нашей медицины,
идеологией нашего общества, моралью, наукой. Психотерапия требует активного отношения врача к
|