больному, к болезни, к процессу его выздоровления, к задаче предупреждения рецидива.
Влияние среды на человека, как и влияние врача-психотерапевта, опосредуется
индивидуальными особенностями его личности. Поэтому не следует игнорировать необходимость
индивидуализации психотерапевтического процесса. Нозологический подход в психотерапии не
противопоставляется индивидуализации. Сочетание этих двух принципов объединяется в понятии
клиничности психотерапии.
АКТИВНАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ШТЕКЕЛЯ. Штекель (Stekel W., 1868-1940) был
одним из ближайших учеников Фрейда (Freud S.). Он получил медицинское образование в Вене, одним
из его педагогов был Краффт-Эбинг (Krafft-Ebing R.). Штекель изучал психоанализ у Фрейда, был
постоянным членом его кружка, где заслушивались доклады, проводились дискуссии. Высокую оценку
Фрейда и других членов группы получили работы Штекеля по проблемам символики сновидений.
Разрыв с Фрейдом произошел примерно через год после ухода из кружка Адлера (Adler А.), но в
этот последний год отношения с руководителем постоянно ухудшались. Штекель, будучи в основном
практиком, мало интересовался теорией; в этом он был ближе к Адлеру, чем к Фрейду. Однако он был в
еще большей степени, чем последний, убежден в том, что психологические нарушения имеют
сексуальную основу.
Штекель был автором многих блестящих работ. Среди них «Гомосексуальные неврозы» (1922),
«Секс и сновидения» (1922), «Фригидность женщин как следствие их любовных отношений» (1926),
«Импотенция у мужчин» (1927), «Сексуальные отклонения» (1930), «Техника аналитической
психотерапии» (1940), «Интерпретация сновидений» (1943), «Компульсия и сомнение» (1949).
Установлено, что Штекель провел анализ более чем десяти тысячам пациентов. Он подчеркивал
обучающую роль психоаналитика и рассматривал терапевтические отношения как активное
партнерство, а также считал, что цели, которые выдвигает пациент, имеют первостепенное значение и
что важно научить его распознавать истинные и ложные цели. Меньшее значение, чем Фрейд, он
придавал необходимости понимания пациентом детских истоков его проблем.
С помощью активного анализа сновидений (часто не прибегая к свободным ассоциациям),
акцента на актуальном конфликте он добивался терапевтических результатов в более короткие сроки,
став тем самым одним из предшественников краткосрочного психоанализа.
См. также Краткосрочная психодинамическая психотерапия.
АКТИВНАЯ ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ СЛАВСОНА (Activity Group Psychotherapy).
Славсон (Slavson S. R.), по образованию инженер, стал одним из ведущих специалистов в США в
аналитической групповой психотерапии. Аналитическая групповая психотерапия, в его представлении,
использует все те же приемы, которые применяются в индивидуальном психоанализе: свободные
ассоциации, анализ словесных проявлений, сновидений, сопротивления, интерпретации, переноса. Что
касается интерпретаций сновидений, то их осуществлял не только психотерапевт к этому
привлекались и члены группы. Важную роль играла установка психотерапевта на создание
оптимальных условий для спонтанного проявления активности пациента, чему во многом
способствовала обстановка занятий. Помещение, где проводились занятия, было оборудовано
разнообразнейшими инструментами, материалами, предметами, стимулирующими индивидуальную
деятельность. Каждому пациенту предоставлялась возможность делать все, что он хочет, если при этом
он не ограничивал деятельность других участников группы. Постоянно подчеркивалась несвязанность
членов группы какими-либо правилами, заданиями и пр. Модель А. г. п. С. в своей основе
интраперсональна, она рассчитана на индивидуального пациента.
Автор метода был убежден, что возникновение в группе групповой динамики
психотерапевтически негативное явление, препятствующее спонтанному самораскрытию каждого.
Групповые нормы, лидерство считались сомнительными средствами для достижения терапевтических
целей. Каждый пациент добивался результатов ценой собственных усилий, собственными средствами и
возможностями. В группе должна быть групповая сплоченность, но в весьма малой степени. Пациенты
должны заниматься своими собственными проблемами, а не проблемами группы. Не было никакого
намека на «организацию», никаких приказов. Вырабатываемая групповая модель играла свою роль в А.
г. п. С., но это была не терапевтическая, а общественная группа. Подобного взгляда на
психоаналитическую групповую психотерапию в США придерживался также Вольф (Wolf А., 1950).
|