на социальное функционирование. Примером оказания группой положительного влияния на
психическое здоровье могут служить опыты австрийского психиатра Месмера (Mesmer F. А.), которого
иногда называют «творцом теории и практики психотерапии, в том числе и групповой». В дальнейшем
многие выдающиеся ученые и врачи использовали различные психотерапевтические методы в группе
больных, обосновывая целесообразность и эффективность такого подхода. Первым, кто обратил
внимание на терапевтические возможности применения группового взаимодействия, был
американский врач Пратт (Pratt J.), который в 1905 г. впервые организовал психотерапевтические
группы для больных туберкулезом. Первоначально Пратт рассматривал группу как экономически более
удобный способ информирования пациентов о здоровье и болезни, об образе жизни и отношениях,
способствующих выздоровлению, и не вычленял ее собственно терапевтических возможностей. В
дальнейшем он пришел к убеждению, что в психотерапии главная роль принадлежит группе,
воздействие которой заключается в эффективном влиянии одного человека на другого, в возникающих в
группе взаимном понимании и солидарности, способствующих преодолению пессимизма и ощущения
изоляции.
Практически все психотерапевтические направления XX в. так или иначе использовали
групповые формы и внесли определенный вклад в развитие Г. п. Особое место в этом ряду
принадлежит психоаналитическому и гуманистическому направлениям. Так, Адлер (Adler А.) обратил
внимание на значение социального окружения в проявлении нарушений у пациентов. Он считал, что
группа представляет собой соответствующий контекст для выявления эмоциональных нарушений и их
коррекции. Полагая, что источник конфликтов и трудностей пациентов в неправильной системе их
ценностей и жизненных целей, он утверждал, что группа не только может формировать взгляды и
суждения, но и помогает их модифицировать. Работая с группой пациентов, Адлер стремился добиться
понимания пациентами генеза их нарушений, а также трансформировать их позиции. Развитию
психоаналитически-ориентированной Г. п. способствовали своими работами Славсон (Slavson S. R.),
Шильдер (Schilder P.), Вольф (Wolf А.) и др. Существенный вклад в развитие Г. п. внес основатель
психодрамы Морено (Moreno J.L.), которому приписывают и введение самого термина Г. п. Среди
представителей гуманистического направления особое место занимает Роджерс (Rogers С. R.). Выделяя
в качестве основных переменных психотерапевтического процесса эмпатию,
безусловное
положительное принятие и аутентичность,
Роджерс придавал большое значение групповым формам,
считая, что психотерапевт в них является моделью для участников, способствуя тем самым устранению
тревоги и развитию самораскрытия, что отношения, складывающиеся между участниками группы, могут
создавать оптимальные условия для терапевтических изменений. Большое влияние на развитие Г. п.
оказали работы Левина (Lewin K.) в области групповой динамики, который полагал, что большинство
эффективных изменений происходят в групповом, а не в индивидуальном контексте. Левин и его
последователи рассматривали личностные расстройства как результат и проявление нарушенных
отношений с другими людьми, социальным окружением. Они видели в группе инструмент коррекции
нарушенных взаимодействий, поскольку такая коррекция происходит в процессе социального обучения.
Этот процесс облегчается и ускоряется, в частности, благодаря раннему выявлению в групповом
контексте типичного для отдельных участников неадаптивного межличностного поведения. Главным
содержанием работы групп становится анализ типовых образцов взаимодействия, сопоставление
поведения в актуальной ситуации «здесь и теперь» с его характером и последствиями в прошлом.
Благодаря тактичному участию психотерапевта, который поощряет и направляет дискуссию,
способствуя появлению атмосферы доброжелательности и сотрудничества, такая аналитическая работа
облегчает переживание коррективного эмоционального опыта,
неизбежного для протекания процесса
обучения. Необходимо также указать таких видных теоретиков и практиков в области Г. п., как Х¸к
(Hock K.), Ледер (Leder S.), Кратохвил (Kratochvil S.), которые, работая в Восточной Европе, оказали
большое влияние на развитие Г. п. в России.
Цели и задачи Г. п. как метода, ориентированного на личностные изменения, в определенной
степени различаются в зависимости от теоретических представлений о личности и природе ее
нарушений, однако опора на групповую динамику существенно сближает позиции. В самом общем виде
цели Г. п. определяются как раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его
внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок,
|