Безусловно, опора на анализ группового взаимодействия, обратная связь, содержащая информацию об
актуальном поведении пациента, являются основой Г. д. Однако содержание обратной связи становится
более достоверным и убедительным для пациента, если он имеет возможность соотнести эту
информацию с прошлым жизненным опытом. Процесс осознания облегчается, если непосредственное
эмоциональное переживание и новая информация могут быть дополнены анализом собственных
переживаний, собственного поведения, характерных отношении и установок, проявляющихся в
реальной жизни вне группы. При этом наиболее конструктивным представляется не изолированное
обсуждение биографии пациента (иногда в группе каждый участник по очереди, по кругу рассказывает о
себе), а спонтанное обращение к биографическому материалу на основании анализа группового
взаимодействия.
ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Психотерапевтический метод, специфика которого
заключается в целенаправленном использовании групповой динамики,
т. е. всей совокупности
взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового
психотерапевта, в лечебных целях.
Принципиально Г. п. не является самостоятельным направлением в психотерапии, а
представляет собой лишь специфический метод, при использовании которого основным инструментом
психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, в отличие от индивидуальной
психотерапии,
где таким инструментом является только психотерапевт. Наряду с другими
психотерапевтическими методами Г. п. (точно так же, как и индивидуальная форма) применяется в
рамках различных теоретических ориентаций, которые и определяют ее своеобразие и специфику:
конкретные цели и задачи, содержательную сторону и интенсивность процесса, тактику психотерапевта,
психотерапевтические мишени, выбор методических приемов и пр. Все эти переменные во многом
объясняются также нозологической принадлежностью контингента больных, принимающих участие в
психотерапевтической группе.
В качестве самостоятельного направления в психотерапии Г. п.
выступает лишь в том смысле, что рассматривает пациента в социально-психологическом плане, в
контексте его взаимоотношений и взаимодействий с окружающими, раздвигая тем самым границы
психотерапевтического процесса и фокусируясь не только на индивиде и его внутриличностной
проблематике, но и на индивиде в совокупности его реальных взаимоотношений и взаимодействий с
окружающим миром. Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает пациент в группе, в
значительной степени отражают его истинные взаимоотношения, так как группа выступает как модель
реальной жизни, где пациент проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы
эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции. Использование групповой динамики
направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а также на создание в
группе эффективной системы обратной связи,
позволяющей пациенту адекватнее и глубже понять
самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные и
поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и изменить их в
атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.
Г. п. отличают от групповой терапии,
психотерапии в группе, коллективной психотерапии.
Последние предполагают по сути дела использование любого психотерапевтического метода в группе
пациентов (гипноз, аутогенная тренировка, убеждение,
переубеждение и пр.). В этом случае
психотерапевт воздействует психологическими средствами на большое количество пациентов
одновременно, однако не использует систематически в лечебных целях ситуации, взаимоотношения и
взаимодействия, возникающие между пациентами. История развития Г. п. есть движение от групповой
терапии к Г. п., т. е. к пониманию и использованию в психотерапевтических целях групповых
эффектов. С начала существования медицины для оказания помощи больным целители применяли
методы психологического воздействия, широко пользуясь в этих целях группой. Проявляющиеся в
группах ожидания, ориентации, эмоции, чувства надежды, вера в компетентность целителя и
эффективность применяемых процедур увеличивали состояние аффективного напряжения,
возрастающего по мере «эмоционального заражения» участников, и способствовали податливости
пациентов к его воздействию и влиянию. Воздействие заключалось прежде всего во внушении, которое
обращено к эмоциональной сфере больного и, минуя его рациональное, критическое мышление,
оказывало полезное влияние на его самочувствие и психофизиологическое состояние и, как следствие,
|