время как вспомогательные методы в основном способствуют личностной диагностике. Однако такое
деление в значительной степени условно. Личностная диагностика в процессе групповой психотерапии
(раскрытие пациентом собственных проблем, «диагностика» их им самим, другими членами группы и
психотерапевтом) и собственно процесс психотерапии (осознание пациентом своих проблем и
конфликтов и их переработка и коррекция) тесно связаны и представляют собой единый процесс,
отдельные элементы которого могут быть обособлены лишь теоретически.
Традиционно Г. д. относят к вербальным методам групповой психотерапии, так как основным
средством взаимодействия здесь является вербальная коммуникация, а в центре анализа находится
преимущественно вербальный материал. Подобное деление также условно, так как анализ
невербального поведения, согласованности или противоречивости вербальной и невербальной
коммуникации составляет существенный аспект Г. д.
Принятая в литературе классификация предполагает выделение в качестве предмета Г. д.
биографию пациента, определенные темы и интеракции (межличностное взаимодействие в группе), т.
е. различают биографическую, тематическую и интеракционную ориентации Г. д. В разных
направлениях групповой психотерапии эти ориентации имеют разный удельный вес. Обычно в
качестве ведущей выделяют интеракционную ориентацию, поскольку она определяет специфику
групповой психотерапии как метода, основанного на использовании в лечебных целях групповой
динамики,
обеспечивая реализацию одного из важнейших факторов лечебного действия в рамках этого
метода
обратной связи.
Интеракционная ориентация направлена на анализ особенностей
межличностного взаимодействия в группе и ситуаций, возникающих в ходе группового процесса.
Биографическая ориентация предполагает обсуждение истории жизни пациента, отдельных эпизодов и
событий его биографии, его проблем, конфликтов, отношений, установок, особенностей поведения на
протяжении жизни. Тематическая ориентация концентрирует внимание группы на актуальных для
большинства участников общих темах. Однако на практике активность группы бывает различной: в
течение одного сеанса могут затрагиваться как актуальные проблемы деятельности группы, так и темы,
связанные либо с историей жизни отдельного пациента, либо с общими для всех проблемами и
трудностями. Это означает, что в процессе одного сеанса, как правило, можно наблюдать
неоднократные изменения ориентации Г. д. Так, интеракционно ориентированное вначале занятие
(например, обсуждение ролевой структуры группы и конкретных ролей и позиций ее участников) может
в дальнейшем принять биографическую направленность с концентрацией внимания на одном из
пациентов (играющем в этой структуре важную роль) и привлечением биографического материала для
того, чтобы показать пациенту повторяемость его реакций, способов поведения, характерных ролей,
позиций, установок, конфликтов и помочь ему понять более глубокие причины собственного поведения.
Точно так же обсуждение биографии отдельного пациента может привести в дальнейшем как к анализу
его актуального поведения в группе и групповых ситуациях, так и к концентрации внимания на общих
темах, актуальных и важных для остальных участников. Таким образом, биографическая ориентация
меняется либо на интеракционную, либо на тематическую. Например, пациент, рассказывая о своей
жизни, уделяет много внимания своим сложным отношениям с родителями, а группа в дальнейшем
может перейти к обсуждению поведения этого пациента в актуальной ситуации в группе с другими
ее участниками или психотерапевтом или к разбору общей темы взаимоотношений детей и
родителей на опыте каждого участника группы. Как показывает практика, полиориентированность
группового сеанса является не только более естественной и характерной для группового процесса, но и
более эффективной.
Существующая тенденция к игнорированию биографической направленности Г. д. в
значительной степени ограничивает лечебный, психотерапевтический материал данного метода и не
является оправданной ни в практическом, ни в теоретическом плане. Так, при анализе общих факторов
психотерапии (в частности, факторов, характеризующих стратегию психотерапевта вне зависимости от
теоретической ориентации) большинство исследователей указывают на сочетание в процессе
психотерапевтической работы принципов «там и тогда» и «здесь и теперь» (т. е. использование в ходе
психотерапии как материала, связанного с историей жизни пациента и его межличностным
взаимодействием в реальной жизни, так и с актуальным поведением и межличностным
взаимодействием в процессе психотерапии) как важное условие эффективности психотерапии.
|