рассказ пациента о себе, своей жизни, своем прошлом в определенной степени отвечают принципу
«здесь и теперь». Во-первых, вербальная активность (или неактивность) пациента обусловлена его
актуальным взаимодействием с психотерапевтом (группой): доверием или недоверием, ощущением
угрозы или безопасности, желанием вызвать сочувствие, найти понимание, контакт, сотрудничать или
перенести всю ответственность за лечение на психотерапевта. Во-вторых, рассказ о своем прошлом,
воспоминания зачастую также вызывают сильные эмоции, сопоставимые с теми, которые возникали в
реальной ситуации. Однако рассказ о прошлом может не только спровоцировать сильные актуальные
переживания, но и способствовать адекватной и точной их вербализации и осознанию. Поэтому
ограничение психотерапевтического процесса в индивидуальной психотерапии только историческим
планом, а в групповой только межличностным, так же как и чрезвычайно узкое понимание термина
«здесь и теперь», представляется необоснованным.
Большинство исследователей процесса Г. п., а также практики в этой области описывают
определенные закономерности развития психотерапевтического процесса в группе и наличие
достаточно четко очерченных фаз его. Этот процесс начинается со стадии зависимого и поискового
поведения, проходит через период возникновения, обострения и разрешения внутригрупповых
конфликтов и продвигается к формированию групповой сплоченности и эффективному решению
проблем. Наличие различных схем определяется как разными теоретическими ориентациями, так и
разными параметрами, изучение которых послужило основанием для выделения определенных фаз
группового психотерапевтического процесса (см. Фазы развития психотерапевтической группы).
Однако на описательном уровне здесь обнаруживается гораздо больше сходства, чем различий. Первая
фаза групповой психотерапии характеризуется пассивностью пациентов и высоким уровнем
напряжения, обусловленного преимущественно несовпадением ожиданий с реальной групповой
ситуацией и позицией психотерапевта.
Для второй фазы также свойствен высокий уровень напряжения (специфика которого
заключается, как правило, в наличии негативных эмоций по отношению к психотерапевту) в сочетании
с более высокой активностью пациентов. Конструктивным разрешением этой кризисной стадии можно
считать открытое выражение пациентами своих чувств и обсуждение в группе проблем, связанных с
авторитетами, зависимостью, поисками поддержки, недостаточной самостоятельностью и
ответственностью, неуверенностью. Третья фаза характеризуется процессом структурирования группы,
развитием групповой культуры, выработкой групповых норм, целей, ценностей, формированием
сплоченности, взаимопомощи и взаимоподдержки. Четвертая фаза является «рабочей» фазой активно
и целенаправленно работающей психотерапевтической группы. Возникшие в предыдущей фазе
сплоченность, искренность, спонтанность, заинтересованность, чувство безопасности создают
необходимые условия для собственно психотерапевтического процесса в группе.
При рассмотрении лечебного эффекта Г. п. выделяют разнообразные механизмы, или факторы,
лечебного действия, которые располагаются в 3 основных плоскостях: эмоциональное переживание,
самопонимание и регуляция поведения. В зависимости от теоретической ориентации представители
различных направлений придают большее или меньшее значение каждому из них, подчеркивая при
этом и определенную роль двух других. В качестве основных механизмов лечебного действия Г. п. могут
рассматриваться коррективный эмоциональный опыт, конфронтация и научение.
Важную роль в Г. п. играет поведение группового психотерапевта, которое в значительной
степени определяется теоретической ориентацией, но в целом его позиция может быть
охарактеризована как недирективная. Основные задачи группового психотерапевта можно
сформулировать следующим образом: 1) побуждение членов группы к проявлению отношений,
установок, поведения, эмоциональных реакций и их обсуждению и анализу, а также к разбору
предложенных тем; 2) создание в группе условий для полного раскрытия пациентами своих проблем и
эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты; 3) разработка и
поддержание в группе определенных норм, гибкость в выборе директивных и недирективных техник
воздействия. Средства воздействия, используемые групповым психотерапевтом, можно условно
разделить на 2 вида: вербальные и невербальные. К вербальным относятся структурирование хода
занятий (одна из важнейших функций психотерапевта), сбор информации, интерпретация (отражение
эмоций, кларификация, конфронтация, собственно интерпретация), убеждение и переубеждение,
|