В настоящее время Г. п. п. с нарушениями адаптации, невротическими, соматоформными
расстройствами и нарушениями личности распространена во многих странах мира и относится к
наиболее эффективным и экономичным методам психотерапии. Препятствием в использовании метода
Г. п. п. в одних случаях являются недостаточная спонтанность и гибкость психотерапевтов, их страх
перед экспрессией подростков, в других случаях отсутствие кадров детских и подростковых
психотерапевтов, системы оказания им психотерапевтической помощи, как это имеет место в России
(Захаров А. И., 1982; Эйдемиллер Э. Г., 1988, 1994; Sifneos P. Е., 1979).
Все существующие методы Г. п. п. (а их около 100) делятся на 3 вида: образовательные,
аналитические и основанные на действии. К последнему виду относят аналитическую психодраму,
гештальт-терапию и др. Для подростков наиболее адекватными являются модели групповой
психотерапии,
основанные на действии. Это связано с такими психологическими их особенностями,
как стремление к группированию, потребность в интимности и кооперации, тревога, вызванная
открытием субъективного мира и формированием образа «Я», тяга к расширению диапазона ролевого
поведения, сохраняющаяся с детства конкретность мышления и эмоциональная непосредственность. Но
именно из-за этих психологических особенностей применение методов группового анализа и
разговорной психотерапии в подростковой психиатрии существенно ограничено (Tausch R., 1973).
По продолжительности работы выделяют 2 вида Г. п. п.: долгосрочную (60 и более часов) и
краткосрочную (от 20 до 28 часов) (Эйдемиллер Э. Г., 1994). Показания к Г. п. п. широки. Это
невротические и личностные расстройства, алкоголизм, нарко- и токсикомании, нарушения адаптации,
психические заболевания, среди которых различные формы шизофрении и эпилепсии (Ериш М. И.,
Каубиш В. К., Эткинд А. М., 1978). Противопоказания к Г. п. п. относительны и в значительной мере
обусловлены личностными и профессиональными качествами психотерапевта. Потребность подростков
в краткосрочной групповой психотерапии существенно возросла за последнее десятилетие (Кулаков С.
А., 1994). Обстоятельств, способствовавших этому, несколько: 1) объем долговременной памяти у детей,
в том числе и подростков, существенно меньше, чем у взрослых; результаты, достигнутые группой на
одном занятии, через несколько дней могут быть либо забыты, либо восприняты искаженно; 2)
подростку трудно долго ожидать результата психотерапии; если после 2 сеансов групповой
психотерапии у участников не появляется ощущения, что терапевтические цели достижимы, наступает
разочарование и подчас появляется желание покинуть группу; 3) краткосрочная психотерапия по
сравнению с долгосрочной имеет меньше шансов превратиться в своеобразную «экологическую нишу»
для подростков, альтернативу их жизни в окружении сверстников со множеством обязанностей и
потребностью в рекреации. При долгосрочной модели Г. п. п. группа работает 3-4 раза в неделю по 1,5
часа в течение 3 месяцев, краткосрочная психотерапевтическая группа 4 часа ежедневно в течение 5-
7 дней. Состав группы 8-12 участников обоих полов. При подборе пациентов следует ориентироваться
скорее на психологическую зрелость, чем на паспортный возраст. Вместе с 16-18-летними мальчиками в
группу могут быть включены 14-16-летние девочки, опережающие первых по темпу созревания.
Разница в возрасте между подростками одного пола не должна превышать 1 2 лет. При обеих моделях
Г. п. п. групповая и личностная динамика оказывается сходной, но интенсивность процессов изменения
более высокая в краткосрочных группах.
В первой фазе фазе ориентации происходит образование группы как целого, пациенты
принимают правила работы, предлагаемые психотерапевтом. Участники группы выполняют
упражнения, которые помогают им сплотиться, развивают их коммуникативные возможности,
эмпатические навыки, тренируют способность выражать и «читать» эмоции. Для этого используются
такие игры, как рукопожатие, передаваемое по кругу, называние имен вместе с «переброской»
воображаемого мяча, «передачи» воображаемого предмета, а также приемы «Броуновское движение»,
«Горная тропа», «Лунные локаторы», «Розовый крокодил»; способствуют этому раскрытие
коммуникативного значения вопросов, описательный язык и т. п. При выполнении «Броуновского
движения» все участники соединяют пальцы рук на затылке и выставляют локти вперед (это
своеобразные «валентности») и, вообразив себя атомом, начинают хаотически передвигаться.
Психотерапевт дирижирует темпом выполнения упражнения репликами типа: «Температура 10°... 40°...
60°... 100°». Периодически он предлагает участникам соединиться «валентностями» по 2, 4, 6 человек,
всем вместе. Упражнение тренирует внимание, обеспечивает телесное соприкосновение и способствует
|