возникновению чувства принадлежности к группе, снижает уровень тревоги у участников. Упражнение
«Лунные локаторы» преследует те же цели, что и «Броуновское движение», и отвечает требованиям,
предъявляемым к подбору игр в детских и подростковых группах, играть без проигрыша. Ведущий
поднимает руки вверх, согнув их в локтях, и говорит: «Это антенны. Поднимите свои антенны вверх.
Так, теперь опустите. Я, лунный локатор Иван, вызываю лунного локатора Светлану». При этом
ведущий поднимает руки; это же должна сделать Светлана, а соседи Ивана и Светланы должны поднять
по одной руке. В свою очередь Светлана вызывает кого-либо и т. д. Если кто-то ошибся в приеме
передачи, то он переходит на роль лунохода, становится на четвереньки и получает право кричать,
толкаться, всячески дезорганизовывать игру. В игре «Розовый крокодил» группа делится на 2 команды.
Каждая загадывает какое-нибудь эмоциональное состояние, например восторг, страх, тревогу, или
какую-то ситуацию. Потом команды по очереди проигрывают свои этюды без слов. Преимущество этого
упражнения перед парными приемами проигрывания эмоций заключается в большей безопасности.
Вторая фаза, обычно называемая негативно-агрессивной (Карвасарский Б. Д., Ледер С., 1990; Kratochvil
S., 1978), определена Э. Г. Эйдемиллером и А. И. Вовком как стадия переформулирования целей и
перераспределения ответственности. Поскольку достижения каждого участника группы зависят от его
внутренней мотивации на осознание проблемы и ее решение, то методом опроса психотерапевт
выясняет, какой процент ответственности каждый подросток берет на себя, а что оставляет группе или
психотерапевту. Прояснить, какие скрытые чувства друг к другу и к психотерапевту есть у участников
группы, можно с помощью социографических игр и приемов, инсценирования сказок, терапевтических
метафор. Уточняются цели, которые хочет достигнуть каждый участник и группа в целом.
В третьей фазе фазе решения индивидуальных проблем с помощью приемов аналитической
психодрамы, гештальт-экспериментов участники группы имеют возможность осознать и разрешить свои
проблемы.
В краткосрочной Г. п. п. граница между третьей и четвертой фазами весьма условна. В четвертой
фазе фазе экзистенциального выбора участники, как правило, углубленно прорабатывают
проблемы полоролевой идентичности и эффективности в семейных ролях и в роли «какой я есть на
самом деле». Стиль поведения психотерапевта в краткосрочной Г. п. п. директивный, в долгосрочной
меняется от роли «активного руководителя» к роли «посредника» и «члена группы».
При разработке и апробации модели краткосрочной интегративной групповой психотерапии Э.
Г. Эйдемиллером (1994) сформулированы следующие принципы: 1) принцип парности однотипных
акцентуаций личности (для равномерного созревания группы, эффективного ее функционирования
целесообразно подбирать в группы пары однотипных акцентуантов; это обеспечивает лучшую
идентификацию личностных проблем у участников); 2)
принцип клинико-психологического
разнообразия участников, включаемых в психотерапевтическую группу; 3) принцип формулирования
терапевтического запроса, учитывающий психологическую незрелость, когнитивные особенности и
редуцированность навыков социальной кооперации (психотерапевтические метафоры, проективный
рисунок,
психодраматическое моделирование); 4) использование приемов «присоединения»
установление психологического контакта с участниками психотерапевтической группы (синхронизация
дыхания, приемы «мимезиса», калибровка эмоциональных состояний, отслеживание глазодвигательных
реакций); 5) обучение участников групповой психотерапии двухуровневой обратной связи, содержащей
вербальную и невербальную информацию; 6) принцип интегративности (комплексное применение
психологических механизмов групповой динамики,
гештальт-экспериментов и психодрамы); 7)
использование эффекта трансового изменения сознания у участников психотерапии, чему в
значительной степени способствуют совпадение терапевтических целей, возрастная психологическая
совместимость членов группы, эмоциональная сплоченность; 8) принцип иерархизации приемов,
направленных на выявление, исследование и коррекцию агрессивности у участников группы (моторные
разминки «Жмурки», «Жучок» и другие игровые приемы, а также использование метафор и
психодраматических игр «Аисты и лягушки», «Собаки и кошки», «Звездные войны», «Психоскульптуры»
и др.); 9) принцип «здесь и теперь» (принципиальный отказ от биографической направленности Г. п. п.,
что важно для детей и подростков в связи с тем, что отдаленное будущее заблокировано, прошлое
редуцировано в субъективном восприятии либо переполнено негативными проекциями); 10) принцип
сбалансированности в исследовании негативного и позитивного опыта участников психотерапии (во
|