время подготовки к психотерапии и на ее сеансах участники отвечают на вопрос, какие негативные и
позитивные последствия привносили в их жизнь симптомы или неразрешенные личностные проблемы.
Автором была создана принципиально важная для детской и подростковой психотерапии парадигма:
ничто из пережитого и переживаемого не может быть редуцировано; наоборот, пациент стимулируется
к исследованию того, как он адаптируется с помощью симптома и как будет адаптироваться,
трансформировав энергию симптома в другие, более зрелые, многовариантные формы поведения); 11)
принцип баланса структуры и содержания, ответственности за результат психотерапевта/ группы при
проведении Г. п. п. (директивность стиля психотерапевта и его ответственность за структуру занятий,
сменяемая приемом «следования за спиной» участника, который, в свою очередь, отвечает за
содержание сеанса и свой результат).
ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ. В современной литературе это понятие используется в 3 значениях:
1. Г. т. как совместная деятельность пациентов в лечебных целях, направленная на их
активизацию, преодоление неконструктивной фиксации на болезненном состоянии, активное
вовлечение пациентов в лечебный процесс, расширение круга интересов и сферы контактов, развитие
коммуникативных навыков. Основные формы Г. т. трудотерапия, двигательная и спортивная
терапия, музыкотерапия, арттерапия (терапия искусством), различные виды терапии занятостью,
«клубы бывших пациентов» и др. Г. т. находит свое применение в комплексной системе
восстановительного лечения и профилактики (особенно вторичной и третичной) самых широких
контингентов больных.
2. Г. т. как психотерапия, использующая отдельные психотерапевтические методы в группе
больных (гипноз, аутогенная тренировка,
разъяснение, убеждение и пр.). Психотерапевт занимает
позицию, аналогичную его позиции в индивидуальной психотерапии,
выступая в качестве основного
инструмента психотерапевтического воздействия, а взаимоотношения и взаимодействия, возникающие
между участниками группы, в лечебных целях не используются. Практически единственным групповым
феноменом, который учитывается психотерапевтом в данном случае, является групповая индукция.
3. Г. т. как вид групповой психотерапии.
Однако большинство авторов различают эти два
понятия, рассматривая в качестве групповой психотерапии лишь процесс, основанный на групповой
динамике,
где основным инструментом психотерапевтического воздействия является
психотерапевтическая группа.
ГРУППОВОЕ ДВИЖЕНИЕ. Групповые формы психологического воздействия стали
подлинным знамением времени в силу как экономичности, так и эффективности, часто более высокой
по сравнению с индивидуальной работой. Хотя очевидно, что в группе любому отдельно взятому
участнику уделяется внимания меньше, чем при индивидуальной психотерапии, существует ряд причин,
обусловивших развитие и успех Г. д. Жизнь социальное явление, и индивидуум испытывает
потребность в эмоциональном тепле и контактах с другим человеком. Социальные противоречия и
бюрократические аспекты общества могут вызывать чувства замешательства, недоверия, бессилия и т. д.
Такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм, постоянно
существующие в группах на работе и группах приятелей, в семье, становятся очевидными в специально
организованной группе и воздействуют на индивидуальные жизненные установки и изменение
поведения. В результате аффективные переживания, возникающие в искусственно созданной
обстановке, могут естественно переноситься во внешний мир.
Речь идет о социальных малых группах, созданных на время, участники которых при содействии
назначенного ведущего включаются в своеобразный опыт интенсивного общения. При обозначении
таких групп зачастую различные термины используются как взаимозаменяемые. В качестве родовых
используются понятия «интенсивный групповой опыт», «лабораторное обучение». Термин «experiental
groups» широко используется по отношению к групповым моделям, которые способствуют
приобретению жизненного опыта и росту личности.
Члены психокоррекционных групп являются активными участниками, которых поощряют
рассматривать себя как субъектов собственных изменений. Появление различных видов
психокоррекционных групп обусловлено стремлением к самовыражению, характерным для
гуманистического направления. Эти группы ориентированы на рост и развитие личности, а не только
на болезнь и ее лечение, поэтому они создаются и для занятий со здоровыми людьми.
|