Navigation bar
  Print document Start Previous page
 108 of 825 
Next page End  

Интерес психотерапевтов к работе с группами усилился в 1950-60-е гг., когда возросли симпатии
к антиавторитарной контркультуре, в центре которой оказалось свободное самовыражение и
самораскрытие. Однако психотерапевтами недостаточно используется и не до конца оценен опыт
изучения групповой динамики академическими психологами и социологами.
Адепты групповой динамики признают авторитет Левина (Lewin K.) в истории развития
психокоррекционных групп и считают его «теорию поля» сердцевиной теории групп. Вслед за ним они
уверены, что «обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем каждого из них в
отдельности». Вторым источником Г. д. являются группы, созданные Роджерсом (Rogers С. R.), в работе
которых упор делался на развитие личности, совершенствование общения.
По мнению Роджерса, организованные группы интенсивного опыта — одно из самых быстро
распространяющихся явлений XX в. и, возможно, одно из самых значимых. Вплоть до конца 1960-х гг. в
США традиционная психиатрия и клиническая психология отмежевывались от групп. Тем не менее Г. д.
развивалось и проникло в самые разнообразные организации. Группы существуют на промышленных
предприятиях и при университетах, в религиозных общинах и государственных учреждениях, в учебных
заведениях и тюрьмах. Созданы группы глав крупных корпораций и несовершеннолетних преступников,
студентов колледжей и их преподавателей, консультантов и психотерапевтов, исключенных из школ
учеников, супружеских пар, семейные группы (включающие родителей с детьми), группы хронических
наркоманов, заключенных, медсестер, воспитателей, учителей, директоров школ, руководителей
предприятий. Обращают на себя внимание две основные категории: во-первых, лица, по роду своей
деятельности общающиеся с другими людьми, и, во-вторых, имеющие трудности и проблемы.
Роджерс считал, что огромный интерес к Г. д. и его популярность связаны с растущей
дегуманизацией культуры, когда о человеке как о личности речь не идет — важно лишь его
общественное и материальное положение, и с ростом благосостояния, позволяющим индивиду заняться
своими психологическими проблемами. Существует психологический «голод» — по теплым, тесным и
искренним взаимоотношениям, при которых можно выражать непосредственные переживания и
эмоции, не подавляя и не «обрабатывая» их; делиться радостями и печалями, пробовать новые формы
поведения. Когда участников принимают такими, какие они есть, появляется возможность развития. С
философской точки зрения Г. д. близко экзистенциализму, поскольку подчеркивает сиюминутное
проявление человеческих чувств и умение дорожить сегодняшним днем. Социальные функции Г. д. —
переустройство общества, использование Г. д. в качестве инструмента социальных изменений.
Группы различаются с учетом целей и используемых методов. Среди психокоррекционных групп
могут быть выделены группы организационного развития, или решения проблем; группы подготовки
руководителей и обучения межличностным умениям; группы личностного роста;
психотерапевтические группы.
На практике цели и задачи этих четырех типов групп могут
перекрещиваться. Внутри каждого типа существует широкий диапазон разновидностей, от
ориентированных на информацию или задачу до ориентированных на личность или понимание; от
центрированных на руководителе до центрированных на участнике; от рациональных до аффективно
спонтанных; от жесткоструктурированных до неструктурированных; от кратковременных до длительно
существующих; от объединяющих здоровых людей до состоящих из больных, проявляющих
неадекватные эмоциональные реакции. Наиболее значимыми считают два параметра: роль ведущего в
структурировании группы и рациональность — эффективность группы.
В одной из классификаций, предложенных Роджерсом, выделяется два типа групп:
«организационного развития» и «тренинга сенситивности».
Термин «тренинг сенситивности»
используется для обозначения Т-групп и групп встреч.
Целью членов Т-групп (или группы тренинга человеческих отношений) является исследование
межличностных отношений и групповой динамики, которую они сами порождают своим
взаимодействием.
Группы сплоченности применяются на промышленных предприятиях для создания эффективно
работающих коллективов; группа развития организаторских навыков обучает групповому лидерству; в
центре внимания групп творческого самовыражения — самовыражение в различных видах искусства.
Отдельные виды терапии, развившиеся вне группового движения (телесная терапия, психодрама,
гештальт-терапия),
нашли широкое распространение в групповых вариантах, с использованием
Hosted by uCoz