Интерес психотерапевтов к работе с группами усилился в 1950-60-е гг., когда возросли симпатии
к антиавторитарной контркультуре, в центре которой оказалось свободное самовыражение и
самораскрытие. Однако психотерапевтами недостаточно используется и не до конца оценен опыт
изучения групповой динамики академическими психологами и социологами.
Адепты групповой динамики признают авторитет Левина (Lewin K.) в истории развития
психокоррекционных групп и считают его «теорию поля» сердцевиной теории групп. Вслед за ним они
уверены, что «обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем каждого из них в
отдельности». Вторым источником Г. д. являются группы, созданные Роджерсом (Rogers С. R.), в работе
которых упор делался на развитие личности, совершенствование общения.
По мнению Роджерса, организованные группы интенсивного опыта одно из самых быстро
распространяющихся явлений XX в. и, возможно, одно из самых значимых. Вплоть до конца 1960-х гг. в
США традиционная психиатрия и клиническая психология отмежевывались от групп. Тем не менее Г. д.
развивалось и проникло в самые разнообразные организации. Группы существуют на промышленных
предприятиях и при университетах, в религиозных общинах и государственных учреждениях, в учебных
заведениях и тюрьмах. Созданы группы глав крупных корпораций и несовершеннолетних преступников,
студентов колледжей и их преподавателей, консультантов и психотерапевтов, исключенных из школ
учеников, супружеских пар, семейные группы (включающие родителей с детьми), группы хронических
наркоманов, заключенных, медсестер, воспитателей, учителей, директоров школ, руководителей
предприятий. Обращают на себя внимание две основные категории: во-первых, лица, по роду своей
деятельности общающиеся с другими людьми, и, во-вторых, имеющие трудности и проблемы.
Роджерс считал, что огромный интерес к Г. д. и его популярность связаны с растущей
дегуманизацией культуры, когда о человеке как о личности речь не идет важно лишь его
общественное и материальное положение, и с ростом благосостояния, позволяющим индивиду заняться
своими психологическими проблемами. Существует психологический «голод» по теплым, тесным и
искренним взаимоотношениям, при которых можно выражать непосредственные переживания и
эмоции, не подавляя и не «обрабатывая» их; делиться радостями и печалями, пробовать новые формы
поведения. Когда участников принимают такими, какие они есть, появляется возможность развития. С
философской точки зрения Г. д. близко экзистенциализму, поскольку подчеркивает сиюминутное
проявление человеческих чувств и умение дорожить сегодняшним днем. Социальные функции Г. д.
переустройство общества, использование Г. д. в качестве инструмента социальных изменений.
Группы различаются с учетом целей и используемых методов. Среди психокоррекционных групп
могут быть выделены группы организационного развития, или решения проблем; группы подготовки
руководителей и обучения межличностным умениям; группы личностного роста;
психотерапевтические группы.
На практике цели и задачи этих четырех типов групп могут
перекрещиваться. Внутри каждого типа существует широкий диапазон разновидностей, от
ориентированных на информацию или задачу до ориентированных на личность или понимание; от
центрированных на руководителе до центрированных на участнике; от рациональных до аффективно
спонтанных; от жесткоструктурированных до неструктурированных; от кратковременных до длительно
существующих; от объединяющих здоровых людей до состоящих из больных, проявляющих
неадекватные эмоциональные реакции. Наиболее значимыми считают два параметра: роль ведущего в
структурировании группы и рациональность эффективность группы.
В одной из классификаций, предложенных Роджерсом, выделяется два типа групп:
«организационного развития» и «тренинга сенситивности».
Термин «тренинг сенситивности»
используется для обозначения Т-групп и групп встреч.
Целью членов Т-групп (или группы тренинга человеческих отношений) является исследование
межличностных отношений и групповой динамики, которую они сами порождают своим
взаимодействием.
Группы сплоченности применяются на промышленных предприятиях для создания эффективно
работающих коллективов; группа развития организаторских навыков обучает групповому лидерству; в
центре внимания групп творческого самовыражения самовыражение в различных видах искусства.
Отдельные виды терапии, развившиеся вне группового движения (телесная терапия, психодрама,
гештальт-терапия),
нашли широкое распространение в групповых вариантах, с использованием
|