механизмов эмоциональной поддержки и идентификации.
Для тех, кто сам не участвовал в работе групп тренинга, волнения и споры, вызываемые Г. д.,
могут показаться чем-то загадочным. Члены группы на вопрос о своих ощущениях отвечают примерно
так: «Группа действительно дает результат, но какой точно объяснить не могу. Каждый должен
выяснить это для себя сам».
ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ. С точки зрения реализации целей и задач Г. п. является
главной фигурой психотерапевтического процесса. Он привносит в него индивидуальные черты,
обусловленные его теоретической ориентацией, используемыми психотерапевтическими приемами,
опытом, а также личностными особенностями. Все эти факторы, связанные с индивидуальностью
психотерапевта, оказывают влияние на групповой процесс и результаты лечения. В литературе широко
дискутируется проблема соотношения профессиональных навыков и личностных особенностей Г. п.,
хотя при этом и подчеркивается их взаимосвязь, поскольку уровень профессиональных навыков во
многом определяется личностными особенностями психотерапевта, а они, в свою очередь, в
значительной степени обусловливают выбор терапевтических приемов. Ответ на вопрос, какому
фактору личностному или профессиональному придается большее значение, в целом соответствует
пониманию сущности и целей психотерапии, иными словами, зависит от теоретической ориентации.
Если психотерапевтический процесс в группе понимается прежде всего как специфический
межличностный контакт (как, например, в клиент-центрированной психотерапии), то в данном случае
более важное значение имеют индивидуальные, личностные особенности психотерапевта (способность
к эмпатии и принятию, аутентичность, терпимость и гибкость и пр.). Если же психотерапевтический
процесс в группе рассматривается преимущественно как целенаправленное воздействие, то тогда на
первый план выходят профессиональные навыки Г. п. При этом следует подчеркнуть, что, по мнению
ряда исследователей, личностные, индивидуальные особенности имеют большее значение в работе
непрофессионалов или психотерапевтов с недостаточной подготовкой и малым опытом.
Среди личностных характеристик Г. п., традиционно рассматриваемых в качестве
способствующих эффективности групповой психотерапии, можно указать следующие: открытая позиция
психотерапевта в отношении пациентов, умение воспринимать отличные от собственных взгляды,
позиции и суждения, отсутствие оценок, гибкость и терпимость, эмпатичность, аутентичность,
уважение к другому, стремление помочь, сердечность, умение создать доброжелательную, безопасную
атмосферу в группе и ряд других.
Термин «руководство психотерапевтической группой» по сути дела предполагает анализ
поведения Г. п. При систематизации возможных типов поведения Г. п. обычно используют такие
категории, как «роль», «ориентация», «терапевтический стиль». Понятие «роль» в данном случае
сводится к положению, которое занимает психотерапевт в структуре группы. Ялом (Yalom I.D., 1970,
1975) выделяет 2 основные роли Г. п.: технический эксперт и эталонный участник. В качестве эксперта
психотерапевт планомерно и целенаправленно использует свои знания и профессиональные навыки
для достижения психотерапевтических целей и в нужный момент применяет соответствующие методы.
Как эталонный участник, он преследует двоякую цель: демонстрация желательных образцов поведения
в группе и ускорение процесса социального научения.
Отказываясь от главенствующего положения в
группе, он тем самым ускоряет достижение ею независимости и сплоченности. Кратохвил (Kratochvil S.,
1978) выделяет 5 основных ролей Г. п.: активный лидер (руководитель), аналитик, комментатор,
посредник, истинный член группы. Активный лидер (руководитель) определяет активность группы,
направляет ее действия, разъясняет, управляет, учит. В группе, руководимой подобным образом,
пациенты часто обращаются к психотерапевту за указаниями, советами, поддержкой и очень зависимы
от него. Позицию психотерапевта здесь можно сравнить с ролью инструктора, учителя и опекуна. Роль
аналитика характерна для психотерапевтов в психоаналитически-ориентированных группах. Аналитик
ведет себя индифферентно, никак не проявляя себя и оставаясь личностно-нейтральным. Такое
поведение психотерапевта должно способствовать осуществлению пациентами переноса инфантильных
чувств. Основные функции психотерапевта в данном случае интерпретация и анализ. В отличие от
индивидуальной психоаналитической терапии, психотерапевт в группе может оставаться более
пассивным, его усилия направлены на то, чтобы стимулировать группу к анализу. Комментатор, так же
как и аналитик, не руководит группой и не направляет ее, позволяя свободно развиваться групповым
|