ситуациям и процессам. Через определенные интервалы он обобщает и комментирует все, что
произошло за это время в группе. Неличностный, описательный характер комментариев часто вызывает
агрессивную реакцию группы. Продолжающиеся комментарии психотерапевта в конечном счете
позволяют участникам группы понять сущность происходящих событий. Роль комментатора имеет
особое значение при интеракционной ориентации групповой дискуссии,
когда существует
необходимость научить пациентов понимать истинный смысл взаимодействий и групповых процессов.
Роль посредника близка к роли эксперта. Посредник не берет на себя полной ответственности за
происходящее в группе, однако периодически вмешивается в ее деятельность и ориентирует ее так,
чтобы она наиболее эффективно продвигалась в нужном направлении. Он воспринимается группой как
эксперт, который разбирается во многих вопросах и может предоставить необходимую информацию, не
навязывает группе решений, но не отказывается содействовать. Посредник также использует различные
психотерапевтические приемы, но, в отличие от активного лидера (руководителя), предоставляет группе
возможность самостоятельно перерабатывать полученный материал. Эксперт может комментировать,
классифицировать, обобщать, однако его толкования и интерпретации подаются в виде гипотез. В роли
истинного члена группы, аутентичного лица психотерапевт делает в группе все, что делают остальные
ее участники, и проявляет свои настоящие чувства и переживания. Он становится, таким образом,
эталонным участником и показывает членам группы, какую пользу они могут получить. Благодаря
такому поведению психотерапевт способствует созданию в группе необходимых психотерапевтических
норм. Особенность данной роли заключается в том, что в ней психотерапевт старается преодолеть
противоречие между собственными требованиями к остальным участникам группы и собственным
поведением, которое особенно характерно для ролей аналитика и комментатора. Однако аутентичность
психотерапевта, как подчеркивает Кратохвил, ограничена его личностными особенностями, целями
группы и потребностями ее участников. Ледер и Высокиньска (Leder S., Wysokinska T., 1980), учитывая
такие критерии, как социальная роль, к которой можно свести поведение психотерапевта, способ
воздействия (обучения), степень директивности, степень активности, передача положительных эмоций,
анонимность или степень самораскрытия психотерапевта, профессиональная подготовка, выделяют
следующие роли Г. п.: технический эксперт, инициатор, дидактик, опекун, товарищ, поверенный.
Относительно категории «ориентация» Гольдштейн и др. (Goldstein A. P. et al., 1966)
характеризуют Г. п. исходя из того, кто и на кого терапевтически воздействует в группе. Выделяют
ориентацию на индивида и лечение индивида на фоне группы и ориентацию на группу и лечение
посредством ее воздействия. При ориентации на индивида и его лечение на фоне группы психотерапевт
является директивным, интерпретирующим, ориентированным на психодинамику отдельной личности.
Ориентация на группу и лечение посредством ее влияния предполагает более косвенные действия
психотерапевта, направленные на динамику группы и носящие в большей степени стимулирующий,
побудительный и катализирующий характер. Цель этих действий состоит в том, чтобы способствовать
интеракциям участников группы между собой и, в меньшей степени, с самим психотерапевтом.
Либерман и др. (Lieberman M. A. et al., 1973) выделили 4 основных терапевтических стиля:
эмоциональная стимуляция, опека, познавательная ориентация, исполнительная функция.
Эмоциональная стимуляция предполагает, что руководитель группы особо подчеркивает проявление
различных чувств, конфронтацию отдельных членов группы, мнений и позиций. Он участвует в
происходящем как равноправный член группы, побуждая и стимулируя остальных. Опека предполагает
такой стиль поведения врача, при котором он окружает членов группы заботой и вниманием,
обеспечивает обратную связь и эмоциональную поддержку.
При познавательной ориентации
психотерапевт обозначает происходящее в группе соответствующими понятиями, объясняет смысл
поведения всей группы и отдельных ее участников, интерпретирует происходящее в группе и
переживания отдельных пациентов. Исполнительная функция означает, что психотерапевт
устанавливает правила, указывает нормы, цели и направление деятельности, побуждает или прерывает
активность, сосредоточивает внимание на определенном поведении группы и ее членов, использует
собственное положение в группе для достижения конкретных целей. Поскольку указанные стили у
разных психотерапевтов выступают в различных сочетаниях, была создана следующая типология
руководителей групп: 1) опекуны заботятся о пациентах, предоставляют познавательную
ориентацию, информируют и советуют; 2) стимуляторы для них характерен высокий уровень
|