эмоционального стимулирования и средний либо высокий уровень исполнительной функции; 3)
социальные инженеры ориентированы больше на группу и отношения между ее участниками, чем на
отдельных пациентов, малоиндивидуальны, умеренно заботливы; 4) личностно-нейтральные лидеры
держатся на расстоянии, сохраняют дистанцию, характеризуются средним уровнем эмоционального
стимулирования и довольно слабой заботой; 5) либеральные руководители с выраженной
познавательной ориентацией и низким уровнем других характеристик; 6) командиры высшая степень
исполнительной функции, авторитарности, разъяснений, частое использование различных упражнений.
Перечисленные типы руководителей группы были классифицированы по степени эффективности их
воздействия: три первых признаны относительно эффективными, три последних малоэффективными.
Основные характеристики поведения Г. п. даются обычно с позиций целевых аспектов и с точки
зрения личности психотерапевта как переживающего и самовыражающегося субъекта. Целевые аспекты
поведения Г. п. характеризуются такими параметрами, как «директивностьнедирективность»,
«определенность неопределенность высказываний»; экспрессивные, личностные такими, как
«анонимностьсамораскрытие», «выражение положительных или отрицательных отношений».
Директивность Г. п. определяется степенью его активности и инициативности в ведении группы.
Директивный психотерапевт планирует и контролирует ход занятий, самостоятельно устанавливает
нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает инструкции, указания и советы,
осуществляет интерпретации. Недирективный психотерапевт предоставляет участникам группы свободу
выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает норм и
интерпретаций, а использует в основном технику отражения и кларификации.
Наиболее
распространенной является в целом негативная оценка директивного стиля, обусловленная
представлениями о том, что такой стиль замедляет достижение группой самостоятельности, которая
является важнейшим условием ее эффективного функционирования.
Параметр «определенность неопределенность высказываний психотерапевта»
рассматривается с точки зрения их информативности. Низкая информативность (неопределенность)
высказывания психотерапевта должна побуждать пациентов к повышенной активности в группе,
высокая информативность (специфичность) снижает эту активность, может также активизировать
защитные механизмы, так как представляет психологическую угрозу для пациента.
Параметр «анонимностьсамораскрытие» предполагает, с одной стороны, личностно-
нейтральное поведение психотерапевта, позволяющее пациентам проецировать свои невротические
отношения, а с другой открытое проявление психотерапевтом собственных чувств, переживаний,
мнений и позиций. Выражение психотерапевтом положительных эмоций способствует
удовлетворению ожиданий участников группы относительно доброжелательного, принимающего
психотерапевта, а выражение отрицательных эмоций, напротив, ведет к фрустрации участников
группы. Все перечисленные выше характеристики поведения Г. п. в целом не могут быть оценены как
положительные или отрицательные, эффективные или неэффективные, так как степень их значимости
для успешности психотерапевтического процесса в группе практически полностью определяется
теоретической ориентацией. Тем не менее можно выделить задачи Г. п., которые являются важными
при любой ориентации. В самом общем виде они могут быть сформулированы следующим образом: 1)
побуждение членов группы к проявлению отношений, установок, поведения и эмоциональных реакций,
обсуждению предложенных тем, предоставлению информации и обратной связи, анализу групповых
ситуаций и проблем отдельных пациентов и пр.; 2) создание в группе атмосферы взаимного принятия,
доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, способствующей самораскрытию пациентов; 3)
разработка и поддержание психотерапевтически ценных групповых норм, гибкость в выборе
директивных или недирективных приемов. При этом часто подчеркивается, что лучших результатов в
психотерапии достигают психотерапевты, которые в большей степени ориентированы на опеку и
эмоциональную поддержку, а уж потом на стимулирование и руководство.
Средства воздействия, используемые психотерапевтом в ходе групповых занятий, можно
условно разделить на 2 категории: вербальные и невербальные. Первые относительно легко поддаются
регистрации и анализу. Что же касается вторых, то их гораздо труднее выделить и классифицировать,
хотя именно они во многом определяют климат и атмосферу занятия. К ним относятся мимика
психотерапевта, его жестикуляция, интонация и т. д. Используемые более или менее сознательно и
|