целенаправленно, они выражают собственные эмоциональные состояния психотерапевта и служат
стимулированию пациентов к определенной активности, а также являются средством положительного
или отрицательного подкрепления определенных форм их поведения.
Главным средством воздействия являются вербальные приемы, классификация которых с точки
зрения активности психотерапевта (т. е. определения цели, к которой он стремится, используя то или
иное высказывание) позволяет принятые в групповой психотерапии приемы условно разделить на
несколько категорий. В каждом из типов активности психотерапевта можно выделить его собственную
активность и стимулирование пациентов к активности данного типа. В качестве основных категорий
можно указать следующие: 1) структурирование хода занятий это все высказывания, которые в начале
занятия определяют его протекание и программу; высказывания, направленные на ограничение
непродуктивной активности, на ориентирование обсуждения в соответствующем направлении и пр.; 2)
сбор информации психотерапевт задает вопросы, повторяет высказывания пациентов и их вопросы;
3) интерпретация наиболее обширная категория психотерапевтических приемов. Интерпретация
может относиться как к актуальной ситуации, так и к прошлому пациента. Внутри этой категории можно
выделить следующее: отражение эмоций (повторение высказываний пациента, не выходя за пределы их
явного содержания), классификация (извлечение из высказывания пациента того, что имеет
существенное значение и содержится в нем неявным образом), конфронтация (сопоставление отдельных
высказываний с целью показать сходство, различия, противоречия), собственно интерпретация
(постановка гипотез, которые могут прояснить причинно-следственные связи и истинный смысл того
или иного события или поведения); 4) убеждение и переубеждение может осуществляться как
непосредственно, так и опосредованно; 5) предоставление информации; 6) постановка определенных
заданий путем использования вспомогательных приемов. Последовательное применение данных
приемов позволяет психотерапевту оптимально использовать психотерапевтический потенциал
групповой динамики.
При разнообразии ролей, позиций, стилей, характеристик поведения Г. п. существует
разделяемое подавляющим большинством специалистов представление, согласно которому основная
задача психотерапевта заключается в недирективном руководстве группой, стимулировании пациентов
к активности и создании атмосферы эмоциональной безопасности и принятия. Необходимость
ограничения собственной активности и директивности Г. п. обусловлена тем, что активность
участников группы сама по себе является лечебным фактором групповой психотерапии. Основные
характеристики поведения психотерапевта определяются не только теоретической ориентацией, но и
актуальной групповой ситуацией, а также фазой развития психотерапевтической группы.
ГРУППЫ ВСТРЕЧ. Основоположником Г. в., радикального крыла группового движения,
ориентированного на оказание психологического содействия росту личности, является Роджерс (Rogers
С. R.; первые эксперименты в 1947 г.). Вкладом его в групповое движение стала концепция
«основной встречи», тесно связанная с работами в области клиент-центрированной психотерапии.
Члены группы в процессе общения свободно выражают свои чувства и принимают чувства
других, сфокусированы на поиске аутентичности и открытости во взаимоотношениях с окружающими.
Лидер пытается создать атмосферу безопасности и доверия, помогает ее поддержанию с целью
поощрения свободы выражения интимных мыслей и чувств членами группы, избегает проведения
запланированных процедур; он ориентирует на безусловное позитивное принятие другой личности для
преодоления сопротивления участников раскрытию личностных установок и включения в групповой
процесс всех членов группы. Роджерс характеризует суть группы так: «Относительно
неструктурированная, обеспечивающая климат максимальной свободы для выражения личности,
исследования чувств и межличностной коммуникации. Акцентируются интеракции между членами
группы в атмосфере, которая поощряет каждого отказаться от своей защищенности и фасадов и таким
образом дает ему возможность относиться к другим членам группы прямо и открыто... Индивидуумы
приходят к познанию себя и каждого другого более полному, чем это возможно в обычных социальных
или рабочих отношениях; климат открытости, принятия, риска и честности порождает доверие, которое
позволяет личности осознать и изменить установки к самозащите, проверить и принять обновленные и
конструктивные формы поведения и впоследствии в ситуациях повседневной жизни относиться к
другим более адекватно и эффективно».
|