Navigation bar
  Print document Start Previous page
 113 of 825 
Next page End  

Другая разновидность Г. в. связана с концепцией «открытой встречи», предложенной Шутцем
(Schutz W. С.). Центральным здесь является понятие о единстве тела и сознания; любое психологическое
воздействие, игнорирующее телесные ощущения, будет неполным. Им выдвинута программа активных
телесных упражнений наряду с методиками вербальной конфронтации для осознания индивидуумом
длительно подавляемых эмоций. Шутцу принадлежит следующее определение термина встреча
(«encounter»): «Встреча есть способ установления отношений между людьми, основанный на открытости
и честности, осознании самого себя и своего физического "Я", ответственности, внимании к чувствам,
ориентации на принцип здесь-и-теперь».
Существует целый спектр Г. в., в том числе такие их разновидности, в которых преобладают
невербальные процедуры, например танцы, массаж. В любом случае соматическим ощущениям
уделяется особое внимание. Наряду с группами, функционирующими регулярно, существуют группы
марафона,
которые собираются один раз, но на длительный период с небольшими перерывами на
отдых или сон.
Как правило, Г. в. расцениваются как отличные от традиционных психотерапевтических групп и
по методам, и по целям. Например, в то время как психотерапия имеет целью коррекцию поведения
больного неврозом или психозом, «встреча» рассматривается как способ ускорения психологического
развития и самореализации нормально функционирующей личности.
Однако границы между психотерапией и Г. в. не так ясны и четки, как это может показаться на
первый взгляд. Многие психотерапевтические группы используют опыт Г. в. К психотерапевту
обращаются не только психически больные, но и здоровые люди, имеющие различного рода
психологические затруднения. В то время как обычные виды групповой психотерапии направлены на
помощь пациенту в адаптации к обществу, Г. в. рассматривают каждую личность как имеющую право и
возможность искать удовольствия и требовать удовлетворения желаний, т. е. в большей степени
«актуализироваться», чем адаптироваться к властным и жестким требованиям общества. Цели
конкретного участника идентифицируются в самом начале группового процесса. Г. в. организованы по
принципу «здесь и теперь», который предполагает осуществление участниками сиюминутного выбора и
их ответственность за последствия своего выбора.
Членов группы обычно просят соблюдать несколько универсальных базовых правил:
организовывать открытое и честное общение, уделять особое внимание телесным ощущениям, больше
обращать внимания на чувства, а не на мысли и не апеллировать, насколько это возможно, к своему
прошлому опыту и рассудочным описаниям. В жизни группы наблюдаются определенные феномены,
имеющие тенденцию проявляться в такой последовательности: участники осматриваются; нежелание
раскрыться или высказаться; описание прошлых чувств; выражение негативных эмоций; выражение и
исследование личностно значимого материала; выражение спонтанных чувств между участниками
группы; развитие в группе психотерапевтической способности; принятие себя и начало изменений;
разрушение «фасадов»; налаживание обратной связи между участниками; конфронтация; взаимопомощь
вне групповых сессий, основная встреча или истинное общение («basic encounter»); выражение
положительных чувств и близости; поведенческие изменения в группе.
Ведущий (посредник, фасилитатор) выступает не в традиционной роли учителя-наставника,
пытающегося передать знания посредством чтения лекций или проведения семинара, а в качестве
модели самораскрывающейся личности, способной к конфронтации. В этом отличие от традиционной
психотерапии, где руководитель остается, по сути, анонимным, как бы «белым экраном». Здесь же
ведущий группы пытается помочь членам группы «сотворить» значимый эмоциональный опыт,
используя целый комплекс различных приемов и упражнений, стремясь, однако, к спонтанности.
Большинство приемов и упражнений, демонстрируемых ведущим, способствует эмоциональной
оценке участниками собственной жизни или даже эмоциональному катарсису,
за которым следует
интеграция и понимание уже на более высоком уровне. Выбор конкретного упражнения зависит и от
уровня работоспособности группы, и от стадии группового процесса.
Для установления доверительных межличностных контактов, уменьшения напряженности
используются упражнения в парах или мини-группах. Это может быть зрительный контакт без слов,
исследование рук или лица партнера. Используются упражнения, когда участник должен прорваться в
круг, после чего следует «доверяющее падение» (падение на подставленные руки). Хотя в начале
Hosted by uCoz