групповой работы приемы невербальной коммуникации нередко вызывают у участников страх, они тем
не менее помогают «растопить лед» в отношениях между людьми, перешагнуть через обычные
социальные условности. Для создания атмосферы сочувствия и поддержки используются упражнения с
прикосновением. Однако преждевременный физический контакт может, наоборот, оказаться
препятствием для настоящей психологической близости.
Конфликты могут прорабатываться как вербально, так и физически, с использованием борьбы и
других подобных состязаний. В этом случае заранее оговариваются правила безопасности. Когда
участники сопротивляются групповому процессу, ведущий может стимулировать фантазии, например,
на тему «Как отреагируют члены группы, если узнают о вас нечто глубоко личное».
По многим параметрам Г. в. могут рассматриваться как прогрессивное явление в психотерапии,
раздвинувшее ее рамки и включившее в нее людей, стремящихся расширить сферу осознания самих себя
и улучшить свои межличностные контакты. Вследствие специфики контингента участников
психотерапевтический эффект не является основной целью, хотя он обычно значительный. Достаточно
широко признается ценность данного опыта для психогигиены,
решения проблем профилактики
психических расстройств, подготовки различных категорий медицинских работников.
Исследования, посвященные эффективности Г. в., показывают, что опыт участия в них усиливает
чувствительность к разным оттенкам межличностных отношений, повышает самооценку, увеличивает
самопринятие. Уменьшается отчужденность, возникают положительные изменения в представлении
участника о самом себе.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ. Исследуя природу и общественную сущность
человека, характер «болезни» современного капиталистического общества, идеал «здорового» общества
и подлинной человеческой жизни, сочетая различные учения о человеке, главным образом психоанализ,
экзистенциализм и философскую антропологию, Фромм (Fromm E.) стремился создать «диалектически- и
гуманистически-ориентированный психоанализ», синтезирующий марксистские и психоаналитические
теории личности, общества и культуры. В основе Г. п. лежит идея об общественной обусловленности
психики, о понимании человека в контексте социальных условий его существования. Цель данного вида
психоанализа познание человеком своей внутренней природы, способствование раскрытию
потребностей, смысла жизни и ценностных аспектов человеческого бытия.
В концепции сущности человека Фромма центральной проблемой является внутренне присущее
человеческому существованию противоречие между бытием индивидуума в природе, бытием
«брошенного в мир не по своей воле» и тем, что он выходит за пределы природы благодаря
«способности осознания себя, других, прошлого и настоящего». Исторический процесс развития
цивилизации ведет к формированию двух основных тенденций человека стремление к свободе и
отчуждению. По мнению Фромма, свобода человека объединяет негативную «свободу от» и позитивную
«свободу для». Развитие человечества идет по пути увеличения «свободы от», что ведет к отчуждению,
которое становится всеобъемлющим фактором человеческого существования, в результате он
«утрачивает свою самость», обретает свободу, но лишается социальной защищенности. Так возникает
механизм «бегства от свободы». Автор концепции выделил три бессознательных психологических
механизма, регулирующих отношения человека и общества: 1) мазохистические и садистические
тенденции, доминирование которых ведет к формированию авторитарного характера, проявляющегося в
позиции: жизнь определяется силами, находящимися вне человека; 2) деструктивизм стремление
человека разрушить мир, чтобы он не разрушил его самого; 3) автоматический конформизм, который
заключается в идентификации потребностей, норм индивидуума с социально одобряемыми ценностями.
В результате противоречия между «Я» и миром исчезают, а вместе с тем и сознательный страх
одиночества и бессилия. Однако цена, которую платит человек, велика это потеря самого себя.
Оторванному от природы и лишенному естественных связей человеку угрожает одиночество,
поэтому он стремится восстановить единство с миром. Но в современном технократическом обществе
преобладают «непродуктивные», неподлинные формы межличностных коммуникаций. Одна из них
получила название «симбиотическое отношение». Избежать одиночества человек может через
подчинение себя группе, Богу, другому человеку. Индивидуум идентифицирует себя с целым, с той
силой, которой он подчинен. В противоположном случае он преодолевает одиночество на пути к
господству, стремится к соединению с миром через завоевание власти, делая других частью самого себя.
|