протекание движения дезорганизующе влияют колебания при принятии решения. Двигательные
функции рассматриваются в их совокупности, которая и создает общее впечатление об индивидуальном
двигательном процессе и позволяет сделать заключение о виде нарушенного поведения. Так как
моторные функции неразрывно связаны со всей психической жизнью человека, посредством Д. т. п. К.,
через гармонизацию моторных процессов осуществляется воздействие на психическое состояние и
поведение. Главными направлениями такого воздействия, по словам Колер, являются: 1) развитие
невербальной коммуникации; 2) нормализация ритмического протекания движений; 3) приобретение
опыта в переживаниях пластичности, радости.
Комбинированная Д. т. п. К. включает: ритмическую двигательную терапию, общую
двигательную терапию с коммуникативным аспектом, танцевальную двигательную терапию. Наиболее
простым методом групповой Д. т. п. К. является ритмическая двигательная терапия. Она способствует
мускульному расслаблению пациента, тем самым создавая предпосылки для дальнейшей двигательной
активности при выполнении других упражнений двигательной терапии. Продолжительность этой части
занятий не превышает 15 минут. Постоянный и определенный порядок упражнений позволяет
выполнять их индивидуально в домашних условиях. Используемые двигательные элементы могут
заимствоваться из классической гимнастики. Общая Д. т. п. К., направленная на развитие нарушенных
коммуникативных отношений, имеет множество вариантов. Центральными вопросами здесь являются
«Что я чувствую теперь?» и «О чем говорит мое тело?» Многие авторы считают очень важным
моментом, наряду с переживанием чувств, процесс их вербализации. Как вариант построения общей Д.
т. п. К. можно предложить такую последовательность. Ритмические упражнения сменяются свободной
ходьбой в помещении, освоением окружающего пространства. Пациенты могут получить первое задание
осмотреться, увидеть «других», улыбнуться им. Далее может следовать свободный выбор партнера, с
которым в дальнейшем пациент будет взаимодействовать и выполнять упражнения. Это задание имеет
и диагностическую функцию, так как в «свободном выборе партнера» может ярко проявляться
невротическое поведение. Так, например, эгоцентричные, стеничные пациенты часто мало принимают
во внимание потребности других членов группы. Для «завоевания» желаемого партнера они могут
притянуть его и прижать к себе. Напротив, депрессивные, заторможенные, со сниженными
потребностями пациенты ведут себя в этой ситуации выжидающе или даже изменяют свою походку
двигаются мелкими шагами, тело их напряжено, выражение лица робкое. Задание выбора партнера
вызывает у них большие трудности или (особенно для психотических пациентов, находящихся в начале
лечения) оказывается невыполнимым, так как выраженные амбивалентные тенденции затрудняют
принятие решения. После выбора партнера дальнейшие упражнения выполняются совместно в группах
по 2-4 человека. Таким образом осуществляется центральная психотерапевтическая задача обучить
выполнению коммуникативных социальных функций и пережить этот новый опыт. Занятия должны
структурироваться из упражнений от простых к более сложным, как постепенное построение
совместного двигательного поведения. Каждый член группы во время одного занятия принимает
участие в совместных упражнениях как в активной, так и в пассивной роли. Это динамическое
изменение межчеловеческих контактов, которые у пациентов по большей части ограничены или
нарушены, формируется и поддерживается простейшими средствами. Существуют многочисленные
модификации партнерских упражнений. Они могут проводиться в помещении и на улице, стоя и сидя,
на полу, на табурете, на скамье, на мате, с небольшими снарядами. Пары, выполняющие упражнения,
должны сохраняться при формировании команд для игры, при объединении в группы из 4 человек, при
участии в соревнованиях. Особенно интенсивное воздействие на моторные и психофизические реакции
оказывает сочетание движения и музыки. Здесь на первый план выступает хореотерапия.
Д. т. п. К. или ее элементы используются также в системе групповой психотерапии в качестве
вспомогательного приема, предоставляющего дополнительный материал для личностной диагностики и
выполняющего собственную психотерапевтическую функцию.
В стационаре занятиям Д. т. п. К. отводится ежедневно по 30 минут, при амбулаторном лечении
60 минут раз в неделю. В задачи психотерапевта входит создание эмоционально теплой, дружеской
атмосферы. Он не должен находиться «над» группой, команды следует произносить энергичным, но не
начальственным тоном. Групповые события должны предоставлять каждому участнику широкий
простор для развития.
|