Navigation bar
  Print document Start Previous page
 124 of 825 
Next page End  

По мнению ряда авторов, Д. п. берет свое начало с 1909 г., когда Фрейд (Freud S.) опубликовал
свою работу «Анализ фобии у пятилетнего мальчика». Это первая работа, в которой описанные
психологические трудности ребенка и его заболевание объясняются эмоциональными причинами.
Однако попытка непосредственного перенесения психоанализа взрослых в Д. п. была подвергнута
критике, в частности в связи с тем, что ребенок, в отличие от взрослых, не может полноценно
описывать словами свое состояние и не способен понять связь своего настоящего состояния с
биографическим опытом. Методы и подходы Д. п. совершенствовались параллельно аналогичным
разработкам для взрослых, однако практически с самого начала зарождения Д. п. имела свою специфику.
Уже с 1919 г. Кляйн (Klein M., 1955) стала использовать игровые приемы как средство анализа
при работе с детьми. Она считала, что детская игра так же обусловлена скрытыми и бессознательными
мотивациями, как и поведение взрослых.
В 1930-е гг. Леви (Levy D., 1938) были предложены методы, направленные на отреагирование, —
структурированная игровая психотерапия для детей, переживающих какое-либо психотравмирующее
событие. Он полагал, что в игровой ситуации возможно отреагирование агрессивных тенденций в
поведении. Одновременно развивалось еще одно направление игровой детской психотерапии —
терапия построения отношений (Taft D., 1933; Allen F., 1934). Философской и методологической основой
этого направления стали работы Ранка (Rank О., 1936), который перенес акцент с исследования жизни
ребенка и его бессознательного на развитие, поставив в центр внимания то, что происходит «здесь и
теперь» в эмоциональных отношениях между ребенком и психотерапевтом. На принципах клиент-
центрированной психотерапии была разработана недирективная игровая психотерапия (AxlineW., 1947).
Цель этой психотерапии состоит в самопознании и развитии самоуправления ребенка. В общении с
психотерапевтом ребенок получает возможность играть так, как ему хочется, или вообще ничего не
делать. Психотерапевт при этом не управляет и не направляет ребенка, а лишь способствует более
полному раскрытию его в различных проявлениях на момент встречи.
С середины 1950-х гг. начал функционировать Институт детского психоанализа А. Фрейд (Freud
А.). Ее подход к психоанализу детей еще в большей мере, чем у Кляйн, и теоретически и
методологически отличался от психоанализа взрослых, поскольку наряду с игровыми методами
предполагалась и воспитательная работа — активное вмешательство психотерапевта во
взаимоотношения ребенка с окружающей средой. Такое совмещение двух зачастую противоречивых
ролей возможно лишь при высоком авторитете психоаналитика у ребенка.
Сказанным выше, конечно, не исчерпывается все многообразие психотерапевтических подходов
в Д. п., существующих в настоящее время. В частности, выделяются 2 принципиальные ориентации в Д.
п. — работа непосредственно с ребенком и работа с его социальным окружением (в первую очередь с
семьей и детским коллективом). Обе ориентации могут реализовываться на различных уровнях:
мотивационно-эмоционально-аффективном, логико-познавательном, поведенческом,
психофизиологическом. Предполагается, что разные психотерапевтические направления могут включать
методы различной ориентации и уровня воздействия. Например, детский психоанализ при таком
рассмотрении включает ориентацию и на ребенка (игровые методики и др.), и на среду (работа с
родителями в виде различных форм семейной психотерапии).
Для построения психотерапевтически ориентированного диагноза предлагается учитывать 6
вариантов этиопатогенетических факторов: 1) ситуативные проблемы; 2) проблемы в семейной системе;
3) когнитивные и поведенческие проблемы; 4) эмоциональные нарушения; 5) нарушения развития и
личностные расстройства; 6) биологические отклонения. Одного фактора недостаточно для полного
понимания проблем ребенка, и лишь их сочетание в различных пропорциях ведет к построению
удовлетворительной рабочей гипотезы.
В нашей стране проблемы Д. п. активно разрабатывались рядом авторов так называемой
ленинградской школы, в первую очередь А. И. Захаровым, В. И. Гарбузовым, Э. Г. Эйдемиллером и М.
И. Буяновым, А. С. Спиваковской, Ю. С. Шевченко и др. Методологической основой Д. п. является
комплексное использование различных психотерапевтических подходов в рамках основных форм
психотерапии (индивидуальной, семейной, групповой) с учетом специфики и этапов онтогенетического
развития. Использование психотерапевтических методов и их сочетание в конкретных индивидуальных
(семейных) психотерапевтических программах определяется этапом нервно-психического развития
Hosted by uCoz