ребенка (выделяются 5 этапов: 1) период самоутверждения, становления личности, ее самооценки и
системы отношений 2,5-4 года; 2) период застенчивости 4-7 лет; 3) период адаптации в массовой
школе 7-8 лет; 4) период адаптации личности в коллективе 9-11 лет; 5) подростковый период
11-20 лет), а также возрастным уровнем преимущественного нервно-психического реагирования
(выделяют 4 уровня: 1) соматовегетативный 0-3 года; 2) психомоторный 4-7 лет; 3) аффективный
5-10 лет; 4) эмоционально-идеаторный 11-17 лет). Практически всеми указанными выше авторами
отмечается, что незрелость личности ребенка, своеобразие психогенных факторов, ведущих к
невротическому реагированию, такие особенности детской психики, как раздражительность,
впечатлительность, склонность к фантазированию, аффективность, внушаемость и др., делают
невозможным механический перенос методов психотерапии взрослых в Д. п. Ведущая тенденция в
психотерапии детей переход от симптомоцентрированных к личностноцентрированным методам по
мере взросления пациентов. Чем младше ребенок, тем менее нозологически дифференцированы его
нервно-психические расстройства и тем труднее их психотерапевтическая коррекция. Так, например,
при синдроме невропатии (который является наименее специфичным) возможности психотерапии
ограниченны и заключаются главным образом в психотерапевтической коррекции воспитательных
подходов матери. Такая ориентация в психотерапии маленьких детей на работу с системой «мать и
дитя» объясняется особой важностью и симбиотическим характером взаимоотношений ребенка с
матерью в первые годы жизни (Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н., 1977).
В периоде самоутверждения, становления личности, ее самооценки и системы отношений выбор
психотерапевтического метода обусловлен основными психологическими проблемами ребенка и
включает в себя, помимо лечебно-педагогической коррекции неправильного стиля семейного
воспитания (чаще в форме различных вариантов семейной психотерапии), методы детской игровой
психотерапии, обеспечивающие оптимизацию взаимоотношений со сверстниками (Эйдемиллер Э. Г.,
1988).
Психотерапия в периоде застенчивости также строится с учетом проблем ребенка; объем
психотерапевтического воздействия расширяется и предполагает включение семейной и
индивидуальной, ориентированной на разъяснение психотерапии. На этом этапе большое значение
приобретает групповая психотерапия.
Ее задача эмоциональное отреагирование конфликтной
ситуации в группе и десенсибилизация угрожающих образов в сознании посредством их условного
изображения и преодоления в игре (Захаров А. И., 1979).
Психотерапия в периоде адаптации в массовой школе в большей степени ориентирована на
преодоление коммуникативных трудностей. Наряду с индивидуальной и семейной психотерапией
активно используются поведенческие методы (контактная десенсибилизация, эмотивное воображение,
парадоксальная интенция, тренинг самоутверждения). Групповая психотерапия сочетается с семейной.
В подростковом периоде акцент в психотерапии все больше смещается на методы личностно-
ориентированной психотерапии семейную и групповую в их интеракционной и структурной
моделях. На этом этапе поведенческие, особенно гипносуггестивные, методы психотерапии становятся
все менее значимыми (Гончарская Т. В., 1979).
Таким образом, современная Д. п. строится на применении различных взаимодополняющих
психотерапевтических методов с учетом этапов нервно-психического развития ребенка.
ДЗЭН-ПСИХОТЕРАПИЯ. Дзэн не религия и не философия, это образ жизни,
обеспечивающий человеку гармонию с самим собой и с окружающим миром, избавляющий от страха и
других тягостных переживаний и ведущий к свободе и полной духовной самореализации. В связи с этим
трудно переоценить психотерапевтическое значение дзэн. На Западе широкое распространение знаний
о дзэн-буддизме началось после Второй мировой войны. Парадоксальные задачи дзэн (коаны),
направленные на обучение, сбивали с толку и интриговали западных исследователей. Их цель
приведение концептуального мышления в тупик, формирование такого состояния сознания, при
котором обучающийся непосредственно воспринимает свою собственную сущностную природу. Такая
цель чужда западным философским системам, но полностью согласуется с принципами начального
буддизма.
Корни буддизма в учении индийского мудреца Гаутамы Сиддхартхи. После глубокой и
длительной медитации Гаутама стал Буддой («Просветленным»): он пережил глубокую внутреннюю
|