трансформацию и все его мироощущение изменилось. Преобразовался его подход к вопросам болезни,
старости и страдания, поскольку изменился он сам. Будда никогда не претендовал на бытие большее,
чем человек, но он развил себя до полностью зрелого человеческого существа, а это столь редко, что
кажется сверхчеловеческим или боговдохновенным. Однако центральное представление буддизма
состоит в том, что каждый человек обладает природой Будды способностью превращаться в Будду,
развиваться в совершенное человеческое существо.
Будда учил, что человеку присущи страдание и неудовлетворенность, что все феномены
находятся в процессе постоянного преобразования и никто не обладает неизменным «Я». Игнорируя эти
«признаки бытия», человек тщетно цепляется за преходящие феномены, что и является причиной
страдания. Мудрость заключается в отказе от привязанностей в результате ясного восприятия,
приводящего к прекращению страдания.
Будда учил восьмеричному пути спасения, который состоит из: 1) правильных взглядов
(воззрений); 2) правильных намерений; 3) правильных слов (истинная речь); 4) правильных дел; 5)
правильной жизни; 6) правильных усилий; 7) правильной памяти; 8) правильного созерцания
(правильная медитация). Дзэн концентрирует внимание на последнем пункте «пути» на правильном
созерцании.
В буддизме существует 2 основные традиции: хинаяна и махаяна. Дзэн одна из больших сект
махаяны, основанная в Китае в VI в. н. э. Бодхидхармой индийским буддийским монахом. В XI-XII
вв. японские буддисты отправлялись в Китай изучать дзэн. Возвращаясь в Японию, они основывали
монастыри, воспитывали учеников и распространили дзэн (кит. чань) в Японии.
Хинаяна и махаяна различаются представлениями о природе идеального человека. Идеал
хинаяны архат человек, полностью отрешившийся от привязанностей к семье, собственности,
удобствам, чтобы стать совершенно свободным от мира.
Архат аскетичен и равнодушен ко всему мирскому, благодаря интенсивной духовной дисциплине
он победил врага свои страсти. Идеал махаяны бодхисаттва глубоко страдающее существо,
решившее оставаться в мире, пока все остальные не будут избавлены от страданий: без этого он сам не
может обрести полного удовлетворения. Бодхисаттва дает обет не входить в нирвану, пока все
чувствующие существа, вплоть до каждого стебелька травы, не будут просветлены.
Сострадание великая добродетель бодхисаттвы, результат восприятия страданий других как
своих собственных. С точки зрения махаяны это и есть просветление. В опыте просветления
преодолевается не мир, а эгоистическое «Я». Путь бодхисаттвы подразумевает отказ от мира, но не от
существа в мире. Эти два идеала скорее дополняют друг друга, чем противоречат друг другу. Понятие
архата центрируется на самодисциплине и на работе над собой; идеал бодхисаттвы подчеркивает
служение другим и то и другое необходимо для духовного развития.
Дзэн-буддизм возник как синтез индийского буддизма и распространенного в Китае даосизма.
Основным принципом даосизма и дзэн-буддизма является принцип невозможности выразить высшую
истину в словах и знаках и постичь ее в рамках дискурсивно-логического мышления. Истинная
реальность не может быть адекватно сформулирована и описана какими-либо лингвистическими
средствами. Просветление, т. е. постижение подлинной сущности вещей и явлений, наступает тогда,
когда человек освобождается от привязанности к слову и знаку. Поскольку слова не могут адекватно
отразить истинную реальность, то для ее достижения рекомендуется вернуться к целостному,
нерасчлененному источнику опыта, который обнаруживается в глубинных слоях психики, не затронутых
вербализацией (Абаев Н. А., 1989). Состояние сознания, максимально благоприятствующее
непосредственному переживанию психологического опыта, с помощью которого можно
идентифицировать себя с истинной реальностью, осуществляется методом буддийской практики
психической саморегуляции медитации.
Традиционная практика дзэн связана с «медитацией сидя» (дза-дзэн). Существует две
разновидности практики дза-дзэн: размышление над коаном (школа Риндзай) и простое сидение с
концентрированным сознаванием без вспомогательных средств (школа Сото).
Коан диалог между учеником и мастером дзэн. Парадоксальные и нелогичные ответы
заставляют спрашивающего выйти за рамки дискурсивно-логического мышления, погасить
эгоцентрическое индивидуальное «Я». Один из знаменитых коанов называется «My!». Ученик
|