сопротивления должна быть воспроизведена атмосфера отношений раннего детства, в которой
аналитик, в отличие от реальных родителей больного, должен играть роль эмоционально теплой,
безгранично любящей и всепрощающей матери. Это требование вытекало из опыта повседневной
практики Ференци, который признавался, что был поражен тем, как много больных неврозами были
нелюбимыми детьми. Свою так называемую «активную технику» он называл «детским анализом
взрослых». Искусственное форсирование переноса по Ференци включает эмоциональное
подбадривание, сообщение дружеских советов, нежности и доброты в позиции аналитика. Сам
Ференци был достаточно щедр на изъявление эмоциональной поддержки, он мог сажать больных себе
на колени, как маленьких детей, ласкать и целовать их. Фрейд скептически относился к этим
новшествам. Отдавая себе отчет в том, что намерения Ференци оставались в строго терапевтических
рамках, он возражал против широкого применения активной терапии, опасаясь, что она открывает
возможности злоупотреблений со стороны недобросовестных аналитиков, а также способствует
фиксации инфантильной позиции больных, блокируя формирование их автономного поведения. Сама
по себе эмоциональная поддержка врача не обеспечивает конструктивного обращения больного к
решению проблем своей повседневной жизни. Тем не менее именно принципы активной терапии
привели в дальнейшем к разработке психоаналитической психотерапии, ориентированной на лечение
больных психозами.
Ференци был первым, кто выдвинул глубинную психологию в качестве основы современной
педагогики. Он рассматривал воспитание как профилактику неврозов, считая, что оно играет гораздо
большую роль в формировании структуры характера, чем наследственные факторы. Он говорил, что
претворение в жизнь педагогическими средствами аналитических принципов психогигиены явилось бы
одной из величайших революций в истории человечества. Предотвращение сексуальных конфликтов
должно быть при этом лишь частью воспитания, которое включает борьбу с формированием
авторитарных и агрессивных тенденций.
Разрабатывая теорию переноса, Ференци обратил внимание на то, что он представляет собой
проекцию на психотерапевта стереотипов ранних конфликтных отношений с родительскими фигурами.
Тем самым он выдвинул психоаналитическую теорию природы гипноза.
Ференци увидел, что гипноз
вызывается самим пациентом в силу его бессознательного желания вызвать материнский или
отцовский образ и подчиниться его влиянию. Он разделял поэтому так называемый «материнский»
гипноз, где основную роль в технике психотерапевта играет ласковое, убаюкивающее обращение, и
«отцовский», в котором на первый план выступает строгая, властная позиция. Ференци говорил, что
больной неврозом идет по жизни, как загипнотизированный, в том смысле, что его поведение
определяется эмоциями, преформированными в ходе раннего общения с родителями. Терапия должна
принести освобождение от этих неосознаваемых и непроизвольно воспроизводящихся стереотипов.
Ференци также является пионером психологии «Я», которой в психоанализе первоначально не
придавалось большого значения, поскольку считалось, что в психодинамике главную роль играют не
защитные механизмы «Я», а инстинктивные побуждения, исходящие из «Оно». С точки зрения
Ференци, «Я» в своем развитии проходит длинный путь от фантазий магического всемогущества,
характерных для ранних этапов развития и объясняющих широкую популярность сказок в детском
возрасте, до зрелого восприятия своей роли в окружающем мире с формированием автономного
поведения в границах возможностей своего реального приспособительного поведения. Ориентировка
на управление миром и удовлетворение своих потребностей с помощью иллюзии всемогущества
универсальна и в разной степени пронизывает жизнь каждого человека, особенно рельефно выступая у
больных неврозами. В зрелом возрасте эти тенденции имеют свойство проецироваться вовне на
окружающие лица и символы, от которых ожидается магическая защита и помощь. Эти инфантильные
установки объясняют устремление к религии и обеспечивают хлеб насущный знахарям, магнетизерам и
прорицателям. По мнению Ференци, чувство неполноценности является не первичным, как думал
Адлер (Adler А.), а производным от стремления к контролю окружающего. Неполноценным, таким
образом, чувствует себя лишь тот, кто жаждет магической власти, не умея обеспечить удовлетворение
своих потребностей в реальном существовании. Ференци указал на важность перехода от проекции на
магические символы к ориентированной на реальность речи в формировании зрелого «Я» как гаранта
успешности приспособительного поведения.
|