Navigation bar
  Print document Start Previous page
 15 of 825 
Next page End  

Наибольший успех принесли Ференци его нововведения в практике психоанализа, где он
приобрел репутацию «бунтовщика». В том же, что касается теории, он был ортодоксальным фрейдистом,
всегда оставаясь на позициях биологизма Фрейда, его теории инстинктов и метапсихологии, что
оставляло его вне русла позднейших тенденций развития психоанализа.
АКТИВНОЕ САМОВНУШЕНИЕ ПО РОМЕНУ. Методика, разработанная А. С. Роменом
(1967), включает два этапа обучения. На первом этапе больные обучаются произвольно вызывать у себя
состояние покоя. При этом используются упражнения на мышечное напряжение, расслабление,
дыхательные упражнения, словесные формулы самовнушения и образные представления. Так
формируется фоновое состояние, способствующее последующей реализации целевого самовнушения. На
втором этапе больные обучаются умению реализовать те или иные целенаправленные самовнушения
для произвольного воздействия на физиологические процессы организма или болезненные нарушения.
При применении методики А. с. п. Р. в клинике на втором этапе обучения проводится
подготовка пациентов в трех основных направлениях: а) уменьшение проявлений имеющихся
нарушений; б) предупреждение возможных болезненных расстройств; в) выработка необходимых (и
восстановление прежних) навыков. Лечение осуществляется эффективнее, если самовнушению на
основных этапах обучают индивидуально каждого пациента: в первую неделю 1 раз в день, во вторую
— через день и далее — 1 раз в неделю. В заключение лечебных мероприятий проводятся и
коллективные занятия. Методика позволяет пациенту в короткие сроки (2-4 недели) овладеть техникой
самовнушения.
АКТИВНО-КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ВОЛЬГЕШИ. Основана на учении И. П.
Павлова и К. М. Быкова о регулирующей деятельности коры головного мозга и об условных рефлексах,
образованных от рецепторов внутренних органов. Исходя из этих теоретических положений,
результатов экспериментальных исследований и собственной врачебной практики, Вольгеши (Volgyesi
F. А., 1959) сформулировал положение, согласно которому психотерапия необходима при лечении не
только функциональных расстройств, но и соматических нарушений, в этиопатогенезе которых
психический компонент не играет видимой роли, однако должен быть учтен и поставлен по крайней
мере на один уровень с соматическим в процессе лечения, реабилитации и профилактики. А.-к. п. В.
была названа активной потому, что с самого начала лечения предполагала целенаправленное
воздействие на пациента, осуществляемое частично с помощью убеждения,
аргументов здравого
смысла, частично гипносуггестивными методами, применяемыми в соответствии с индивидуальными
нервно-типологическими особенностями больного. (В этом смысле А.-к. п. В. противопоставлялась
психоаналитической психотерапии,
в процессе которой анализ сновидений, свободные ассоциации
предполагают пассивную позицию больного.) Название метода включает определение «комплексная»,
так как, по мнению автора, лечебные воздействия должны осуществляться по возможности в тесном
сочетании и координации с клиническими и лабораторными исследованиями. Кроме того, в процессе
лечения должны учитываться семейные отношения, социальное положение и все то, что окружает
больного.
А.-к. п. В. представляет собой методологический подход, в котором автор ставит перед собой
задачу свести результаты различных направлений науки (морфологии, физиологии, психологии) к
общему языку и единой терминологии. Вольгеши считал, что в «послепавловский» период развития
науки искусственно созданные границы и изоляция ее областей и школ не только могут, но и должны
быть преодолены. В качестве такого объединяющего языка он предложил учение об условных рефлексах
И. П. Павлова. Целью А.-к. п. В., исходя из этого, являлось создание и укрепление новых
положительных условных рефлексов посредством вербальных (интеллектуальных, логических,
гипносуггестивных) и соматотерапевтических методов. В этом смысле А.-к. п. В. (амбулаторная или
стационарная) может быть названа, по мнению ее автора, «индивидуальной или коллективной условно-
рефлекторной психотерапией».
Практическое применение А.-к. п. В. нашла в «Школе больных», как Вольгеши назвал созданное
им движение. Целью этого движения являлось распространение лечебного воздействия на семью,
школу, рабочие места и весь окружающий мир больных, а также «кандидатов» в больные. В задачи
«Школы больных» входила медико-пропагандистская деятельность, ознакомление населения с научно-
медицинскими достижениями, терминами, понятиями и методами лечения.
Hosted by uCoz