Navigation bar
  Print document Start Previous page
 16 of 825 
Next page End  

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ. Активные методы обучения в
последнее время начинают занимать все более существенное место в подготовке специалистов в самых
различных областях общественной практики. Базовая подготовка в области психотерапии включает
теоретические и практические аспекты. Это лекционные курсы, семинарские и практические занятия, а
также использование активных методов обучения. Собственно практические занятия предполагают
участие обучающихся в качестве наблюдателей в психотерапевтическом процессе (индивидуальная,
групповая, семейная психотерапия)
с последующим обсуждением в учебной группе. Активные методы
обучения включают:
1. Социально-психологический тренинг,
целью которого является повышение компетентности в
сфере общения, учитывая значимость общения в системе пациент—психотерапевт.
2. Балинтовские группы, целью которых является анализ и совершенствование взаимоотношений
между пациентом и психотерапевтом. В таких группах внимание уделяется, преимущественно,
личностным позициям и установкам, проблемам и конфликтам психотерапевта, препятствующим
достижению оптимального контакта с пациентом и эффективности работы. Задачи балинтовских групп
состоят в следующем: а) повышение компетентности в профессиональном межличностном общении, б)
осознание личностных «слепых пятен», блокирующих профессиональные отношения с пациентом, в)
расширение представлений о лечебном процессе как единстве биопсихосоциальных воздействий, г)
психопрофилактика участников группы, основанная на возможности проработки неудачных случаев в
ситуации групповой поддержки.
3. Супервизорские группы (супервизия в индивидуальной и в групповой формах), направленные
на приобретение в групповой ситуации опыта собственной практической работы, получение от коллег
профессиональной обратной связи,
обсуждение трудных случаев с точки зрения профессиональных
навыков.
4. Тренинговые психотерапевтические группы.
Основные задачи тренинговых
психотерапевтических групп состоят в следующем: а) приобретение в процессе непосредственного
взаимодействия в группе новых знаний в области клинической и социальной психологии, психологии
личности и группы, биопсихосоциальной концепции человека, б) обучение методическим приемам и
техникам психотерапии, в) ознакомление с групповой динамикой,
повышение чувствительности к
групповым процессам, развитие навыков использования групповой динамики в психотерапевтических
целях, г) познание себя, развитие самосознания, личности, совершенствование навыков саморегуляции.
Эти задачи могут быть реализованы в соответствующих типах тренинговых групп.
Наиболее
эффективным представляется тип групповой работы, охватывающий все указанные задачи, который
может быть определен и как личностный тренинг, и как групповой динамический тренинг,
и как
тренинг сенситивности,
и как тренинг личностного роста. Основной его целью является развитие и
совершенствование способности человека воспринимать и понимать самого себя и других людей в
контексте группового взаимодействия, иными словами, повышение чувствительности к групповым
процессам, собственной личности и другим людям. Конкретные задачи такого тренинга охватывают 6
основных сфер: 1. Групповые процессы: а) формирование межличностных отношений и изучение
процессов, происходящих в малых группах, б) повышение чувствительности к групповым процессам, в)
развитие умений успешно вмешиваться во внутригрупповые ситуации, г) развитие умений использовать
групповые процессы в целях психологического воздействия. 2. Познание других людей: а) расширение
межличностного сознания (т. е. знания о других людях) и диагностических умений в межличностной
сфере, б) развитие и совершенствование способности наблюдать, воспринимать и понимать
психологические проявления и своеобразие других людей, в) развитие способности применять
различные теоретические подходы для интерпретации и прогнозирования поведения других людей. 3.
Самосознание: а) познание себя и совершенствование самопонимания, б) расширение сферы
самосознания, в) усиление чувства самоидентичности, г) развитие личности, д) совершенствование
навыков саморегуляции. 4. Теоретический аспект: а) приобретение в процессе непосредственного
взаимодействия в группе новых знаний в области психотерапии, психологии личности и группы,
клинической и социальной психологии, биопсихосоциальной концепции человека, б) формирование
четких представлений об обусловленности основных направлений психотерапевтической практики
соответствующими концепциями нормы и патологии (подходами к пониманию личности и природы
Hosted by uCoz