личностных нарушений). 5. Методический аспект: а) ознакомление с методическими приемами и
техниками психотерапевтической работы в группе, б) развитие навыков использования групповой
динамики в психотерапевтических целях. 6. Деонтологический аспект: формирование представлений о
деонтологических и этических аспектах психотерапевтической практики.
Повышение восприимчивости к групповым процессам, к собственной внутренней жизни и
внутренней жизни других людей, к своим и чужым ролям, позициям, установкам и отношениям,
развитие открытости, искренности и спонтанности осуществляется в рамках тренинга за счет
использования межличностного взаимодействия и межличностных взаимоотношений, анализа
группового процесса и основных его стадий, анализа таких феноменов, как групповые цели и нормы,
роли, групповая структура, проблемы руководства и лидерства, групповые конфликты, групповое
напряжение и групповая сплоченность и т. д. В этом отношении такой тренинг имеет много общего с
групповой психотерапией,
однако в отличие от нее он в значительно большей степени (но не
исключительно) ориентирован на ситуацию здесь и теперь, на исследование группового процесса,
особенностей поведения участника в группе и его влияния на других людей, собственных ограничений
и возможностей при взаимодействии с окружающими, в том числе и в сфере профессиональной
деятельности. Использование этой формы тренинга позволяет развивать у будущих руководителей групп
чувствительность к групповому процессу, способность к его более адекватному пониманию и
использованию в ходе групповой работы, умение понимать отношения, установки, психологические
проблемы и внутренние конфликты других людей на основании анализа группового взаимодействия, а
также способствует более глубокому пониманию собственной личности, собственных установок,
позиций, отношений, потребностей и мотивации. Совершенствование самопонимания, расширение
сферы самосознания, осознание собственных «слепых пятен», развитие личности является важным
аспектом профессиональной подготовки психотерапевтов, так как она предполагает не только овладение
конкретными методами, техниками и приемами практической работы на основе базового образования,
прежде всего, теоретических знаний, но и личностный тренинг. Личностный аспект подготовки важен
не только для психотерапевтов, но и для всех специалистов, деятельность которых осуществляется в
рамках системы «человекчеловек». Но особое значение этот аспект приобретает в том случае, если
профессиональная деятельность предполагает необходимость вскрытия, анализа, объяснения и
интерпретации разнообразных психологических проявлений человека, что и составляет существенный
аспект деятельности психотерапевта, будь то диагностика или собственно психотерапевтическая работа.
В диагностике, при анализе и интерпретации клинических данных, результатов психологического
исследования, субъективный фактор играет существенную роль, но особое значение он приобретает в
психотерапевтической работе. Здесь личностные особенности, неудовлетворенные или неосознаваемые
потребности, собственные проблемы и внутренние конфликты могут существенно затруднять и
искажать видение, понимание и интерпретацию психотерапевтом актуальной ситуации
взаимодействия, психологических особенностей и проявлений другого человека, выбора адекватных
способов воздействия. Именно поэтому включение в подготовку психотерапевтов программ,
ориентированных на совершенствование самопонимания, и личностное развитие является чрезвычайно
важным. В этом смысле такие группы мало отличаются от групп личностного роста для здоровых
(непрофессионалов), или даже от групповой психотерапии с невротическими пациентами. Общей
целью всех этих групп является расширение сферы самосознания и рост самопонимания, создающие
возможности для более полноценного функционирования человеческой личности, в том числе и в
профессиональной сфере. Наряду с развитием и совершенствованием способности человека
воспринимать и понимать самого себя и других людей в контексте группового взаимодействия, такой
тренинг выполняет и ряд других важных функций, связанных с теоретическим, методическим,
деонтологическим и этическим аспектами деятельности психотерапевта.
АЛЕКСАНДЕР Франц (Alexander F. G., 1891-1964). Немецкий психоаналитик, психиатр,
исследователь психосоматических заболеваний. В 1930 г. переехал в США, где в 1939 г. организовал
Чикагский психоаналитический институт. Автор концепции специфического эмоционального
конфликта, коррективного эмоционального опыта.
Разработал идеи краткосрочного психоанализа, в
частности путем перерыва в курсе лечения.
Под психосоматическим подходом А. понимал одновременное использование физиологического
|