Таким образом, можно сказать, что «теория личности должна поощрять, а не сужать старания
человека понять себя» (Bischoff L. J., 1983). Она должна также, «если она хочет представлять ценность,
вообще быть замеченной, предоставлять для всего континуума человеческого существования
наполненное смыслом пространство» (Feifel H., 1963). «Гуманистическая психология личности должна
помочь развивать всеобъемлющие модели личности и поддерживать человека, овладевать жизнью и
раскрывать его возможности». Такое раскрытие позволит «понять человека целостно как часть
космоса, в котором он живет» (Clemmens-Lodde В., Schaeuble W., 1980). На базе знаний следовало бы
ближе представить видение человека в позитивной психотерапии и его влияние на
психотерапевтическую работу.
«Позитивный подход» складывается из нового, позитивного видения человека в позитивной
психотерапии, в основу которого положен постулат о том, что каждый человек без исключения от
природы обладает двумя базовыми способностями: способностью к любви и способностью к познанию.
Обе базовые способности составляют сущность каждого человека и заложены в нем с рождения. В
зависимости от потребностей организма, окружающей среды (воспитание, образование и культура) и
того времени, в которое он живет (дух времени), эти базовые способности дифференцируются в
неизменную структуру сущностных черт, которые впоследствии составляют характер человека и его
индивидуальность. Постулат о двух базовых способностях (ср. «Концепция базовых способностей в
различных психотерапевтических школах» у Пезешкиана X., 1985) означает не что иное, как то, что
человек добр по своей сути. «По своей сути»
значит, что каждый человек наделен в полной мере
всеми способностями, сравнимыми с семенами скрытых возможностей, которые, однако, еще нужно
развить. Позитивная психотерапия дистанцируется при этом от детерминизма инстинктов в
психоаналитической концепции или механистической модели человека в поведенческой психотерапии,
которые видят изначального человека «недобрым» или как «tabula rasa». Выражаясь иначе, согласно
позитивной психотерапии, человек в основе своей здоров, а цель психотерапии состоит в том, чтобы
вернуть человека к его исходному состоянию здоровья (в широком смысле слова). С транскультурной
точки зрения в отношении базовых способностей мы можем наблюдать в западных культурах акцент на
способности к познанию, в то время как в восточных культурах на передний план выходит способность
к любви, считаясь масштабом здоровья. Россия видится в этой связи не только как дуализм «Востока и
Запада», но и как самостоятельная культура (Пезешкиан X., 1993, 1998).
Как и видение человека в любом другом психотерапевтическом направлении, этот метод также
отражает образ человека своего создателя и основывается на духовно-философско-идеологической
платформе. Два источника оказали особое влияние на Н. Пезешкиана в процессе создания концепции
позитивной психотерапии: его собственная транскультурная ситуация (ИранГермания) и его
мировоззрение как последователя веры Бахай (Бараш Б. А., 1993). Первое привело к разработке
транскультурного подхода, а второе, наряду с другими причинами, к позитивному видению человека.
Образ человека в вере Бахай предполагает, что «человек [есть] наивысший талисман» и должен
восприниматься как «шахта, полная драгоценных камней» (Baha'u'llah, 1982; Jordan D. С., Streets D. Т.,
1973). Позитивное видение человека имеет множество производных факторов, влияющих на
повседневные отношения врачпациент. В своей работе «Можно ли считать позитивную
психотерапию "революцией" в психотерапевтической практике?» Г. Л. Исурина (1993) отмечает, что
можно говорить о революции в том случае, если была выработана новая концепция или предложена
новая теория личности, которая в корне отличается от существующих. Если мы считаем теорию
личности основой метода, тогда следует считать представление о человеке основой теории личности.
Гуманистический метод, конечно, является ориентированным на ресурсы, но позитивная психотерапия
делает еще один шаг вперед в своем заявлении о том, что «человек добр по своей сути», и это
отражается не только в используемых техниках, но и в отношении к пациенту. Для практической работы
это означает прежде всего принимать себя и других такими, какие они есть, замечая также, какими мы
можем быть; принимать пациента с его нарушениями и заболеваниями как человека, чтобы затем
обратиться к его еще неизвестным, скрытым, затененным болезнью способностям. Основатели
позитивной психотерапии акцентируют внимание на значении, которое имеет симптом для пациента и
окружающих его людей, стараясь выделить «позитивное» значение (символическая функция болезни).
Расстройства и заболевания рассматриваются, таким образом, как своего рода способность реагировать
|