трансцендентные предпосылки; он предполагает ответ на вопрос «что есть человек»; он отражает все
соответствующие исторической эпохе мнения и представления человека о себе самом и о сущности
человека; он представляет собой человека как понятие, который сформировался в определенную
культурную эпоху, в ее духовном климате (Westmeyer H., 1973; Gauss G., 1976; Dorsch F. et al., 1982;
Scheerer E., 1983). Содержание подобных высказываний о сущности человека или сущностных
элементах человеческого бытия включает такие вопросы, как: чего человек может достигнуть
физически/духовно/душевно и что является для него недосягаемым; что может ему наверняка помочь и
что ему ни в коем случае не повредит; какие требования можно предъявлять к нему, не нарушая его
сути? Какой смысл имеет психотерапия и чего она хочет достичь? На какой ступени бытия находится
человек? Вместе с тем видение человека включает также высказывания об ответственности, свободе,
способности принимать решения и воле человека. Далее определяется отношение к генезу психических
заболеваний (теория заболеваний), а также разрабатывается модель лишенного нарушений (здорового)
индивидуума (следует заметить, что некоторые господствующие и в психотерапии модели человека
предполагают, что человек никогда не может быть здоровым, так что, согласно этим теориям, не
существует и не может существовать людей без каких-либо расстройств).
Традиционная психиатрия и психотерапия основывают свое видение человека на
психопатологии. Предметом этого видения являются заболевания или нарушения. Цель лечения состоит
в устранении болезни, что сравнимо с хирургическим удалением пораженного органа. Такой симптомо-
ориентированный подход коренится в редукционистско-механистическом образе человека,
сформировавшемся с конца XVII столетия в соответствии с ньютоно-картезианской моделью мира и
оказывающем большое влияние на медицину до сих пор (Capra F., 1985). Аналитическая модель
мышления Декарта привела, помимо прочего, к редукционизму вере в то, что все аспекты
сложнейших феноменов могут быть познаны, если их разделить на составные части. Высказывания типа
«Для меня человеческий организм машина. Я мысленно сравниваю больного человека и плохо
сделанные часы с моей идеей о здоровом человеке и хорошо сделанных часах» (Декарт, цит. по Rodis-
Lewis G., 1978) и сегодня еще в значительной степени господствуют в нашей психотерапевтической
деятельности и научном процессе. Картезианская модель человека послужила большому прогрессу
особенно в соматической медицине, однако вместе с тем обусловила сужение русла научных
исследований и до сегодняшнего дня препятствует осмыслению врачами многих часто встречающихся
тяжелых заболеваний. Прежде всего картезианское разделение духа и материи «Тело не содержит
ничего, что могло бы относиться к духу, а дух не содержится ни в чем, что бы принадлежало телу»
(Декарт, цит. по Sommers F., 1978) привело во всех науках, особенно в психологии, психотерапии и
психиатрии, к окончательной путанице в отношениях между духом и мозгом (Capra, 1985). О разделении
между духом и материей Гейзенберг (Heisenberg W., 1962) писал: «Разграничение глубоко проникло в
человеческое сознание за три столетия после Декарта, и пройдет еще много времени, пока проблема
действительности не будет исследоваться по-настоящему с иной точки зрения».
Позитивная психотерапия является ориентированным на ресурсы методом психотерапии,
который обращается сначала к возможностям пациента и только затем уже исследует его заболевание. Ее
видение человека включает, наряду с другими элементами, основной свойственный гуманистической
психологии принцип: так, например, признание неизменности человека означало бы бессмысленность
психотерапевтической работы, если бы не было веры в его изменяемость (Herzog L, 1982). Отдельные
психотерапевтические школы различаются не признанием или отвержением предпосылки, а
преимущественно тем, «каким образом» возможна изменяемость (по собственной воле, по приказу,
навязыванием, с принятием ответственности на себя или под контролем психотерапевта, при
изменении когнитивных процессов или всей личности в целом). Следующим отправным моментом
является то, что человек активный организатор своего собственного бытия (Бюлер, Аллен, 1973), что
он сознательно или неосознанно ориентируется на определенные ценности и стремится наполнить
свою жизнь смыслом, реализуя свое самовыражение только в постоянном взаимодействии с
социальной средой (Voelker U., 1980). Видение человека всегда включает образ мира, в котором
осуществляется становление человека с его органическим и материальным миром, а также
взаимодействиями в этих сферах. Кроме того, научные высказывания о человеке имеют и политическое
измерение, поскольку стремятся укрепить или изменить существующие условия.
|