лабораторный тренинг по технологии эффективного взаимодействия с больными. Основанием
профессионализма медсестер являются их развитые (натренированные) способности в сфере
социальной перцепции, что позволяет активно выслушивать пациентов, оказывать им эмоциональную
поддержку.
В заключение собранная и структурированная информация о поведении и переживаниях
больных записывается в дневнике наблюдений с целью обратной связи.
Не менее важным для
медсестер, работающих в области психотерапии, является их способность к яркой, отчетливой
экспрессии, т. е. к активному, открытому использованию в отношениях с больными всех видов
невербальной коммуникации. Это делает поведение сестер «прозрачным» (понятным) для пациентов
без дополнительных эмоциональных усилий с их стороны. И особенно важно, что подобное поведение
медсестер можно рассматривать в качестве модели (образца) поведения для больных.
В различных структурных подразделениях психотерапевтической службы медсестры
осуществляют комплекс мероприятий по терапии средой,
обеспечивающей пациентам общение друг с
другом, создающей предпосылки для реализации принципов самоуправления в формирующемся
сообществе больных, что ускоряет их выздоровление. Медсестры непосредственно проводят
поведенческую психотерапию,
например в форме функциональных тренировок поведения, или
реализуют ее отдельные элементы (по назначению врача и в контексте тактики лечения конкретного
больного). Медсестры осуществляют с пациентами арттерапию, во многих случаях они с успехом могут
использовать простые формы библиотерапии,
а после специальной подготовки им можно доверить
занятия по телесно-ориентированной психотерапии, хореотерапии или проведение отдельных
психогимнастических упражнений в соответствии с общими задачами лечения больных. В случае
дальнейшей интеграции видеотехники в психотерапевтический процесс, после дополнительного
обучения, медсестры могут проводить одну из современных форм эстетопсихотерапии просмотр с
небольшой группой пациентов художественных фильмов на видеокассетах (наиболее выдающихся,
всемирно известных кинорежиссеров) с последующим обсуждением содержания или сюжета по
отработанному алгоритму.
Все очерченные выше задачи могут быть выполнены медсестрой лишь при постоянном
совершенствовании ею профессиональных знаний и навыков. Но, кроме этого, медсестре необходимо
постоянно повышать свой культурный уровень и стремиться к личностному росту.
_И_
ИГРОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Изучение детской игры путем наблюдения, интерпретации,
структурирования и др. позволило осознать уникальность способа общения ребенка с окружающим его
миром. Таким образом, игра была положена в основу метода лечения эмоциональных и поведенческих
расстройств у детей, получившего название И. п.
Отсутствие у детей вербальных или понятийных навыков в необходимой мере не позволяет
эффективно использовать по отношению к ним психотерапию, почти полностью основанную на
проговаривании, как это имеет место в психотерапии взрослых. Дети не могут свободно описывать
свои чувства, они способны иначе выражать свои переживания, трудности, потребности и мечты.
Важной темой игры является желание совершения чего-либо, «проигрывание» отношений или
ситуаций такими, какими дети хотели бы их видеть. Часто ребенок повторяет свой негативный
жизненный опыт, где он снова и снова испытывает особые, значимые для него переживания. Роли,
проигрываемые детьми, порой бывают реверсивными, перевернутыми, а позиция ребенка в игре
становится активной, иногда даже антагонистической, в то время как в реальной жизни он лишь
пассивно воспринимал происходящее.
Вначале психотерапевт может просто разрешить детям играть. Наблюдение за игрой помогает
ему, во-первых, установить доверительные отношения с ребенком и, во-вторых, составить необходимые
представления о способностях его к развитию, об эмоциональных конфликтах и стиле общения.
Содержание детской игры, степень ее концептуальной сложности, особенности ее организации,
действующие лица, конфликты, беспокойство ребенка, выраженные аффекты все это представляет
информативную и диагностическую ценность для психотерапевта. Поведение его в процессе И. п.
|