может быть различным. Приемы недирективной стратегии предполагают его пассивность, лишь иногда
он делает замечания, помогающие ребенку «разыгрывать» и разрешать собственные конфликты.
Психотерапевты-эгоаналитики склонны к интерпретации игры, с тем чтобы помочь ребенку осознать и
акцептировать сознательный уровень тех эмоциональных конфликтов, которые отрицались или были
подавлены. Специалисты прямо противоположной ориентации, базирующейся на теории социального
научения,
считают своей основной задачей обучение детей тому, как правильно в социальном аспекте
играть свои роли в жизни, и не уделяют большого внимания аффективной стороне детской игры. В
целом психотерапевт использует более или менее структурированную И. п. в зависимости от
особенностей нарушений и проблем самого ребенка.
ИМАГОГИКА (лат. imago образ, вид). Предложена создателем онтопсихологии Менегетти
(Meneghetti Т). Является основным методом психотерапии, ориентированным на онтопсихологию.
Позволяет выявить зоны психической проблематики, недоступные сознательному видению. Сутью
метода является приведение в движение образов бессознательного пациента и выведение их на
сознательный уровень.
В процессе И., этой специальной психотерапевтической процедуры, субъект погружается в себя,
свой внутренний мир и с помощью образов начинает понимать свою собственную проблематику и
сложные ситуации. Когда пациент рассказывает о своих образах, психотерапевт наблюдает за тем, что
происходит с его «семантическим полем» (термин онтопсихологии, под которым понимается
информационно-энергетическое взаимодействие людей). Поскольку, согласно онтопсихологии,
бессознательная сущность человека толкает его в направлении максимальной самореализации,
проявление этой сущности сопровождается наибольшим высвобождением психической энергии. Если
семантическое поле отсутствует, это значит, что образы шли не из бессознательного, а были лишь
«нафантазированы» пациентом, что его проблема ушла или она фальшива. Истинные образы, идущие из
глубины, всегда сопровождаются семантическим полем. Образы, которые видит человек во время
сеанса И., подвергаются интерпретации психотерапевтом, имеющим специальные знания по их
расшифровке.
ИМАГОТЕРАПИЯ (лат. imago образ). Психотерапевтический метод тренировки больного в
воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебной целью. Метод предложен в
1966 г. И. Е. Вольпертом. Относится к группе методов игровой психотерапии, в более широком смысле
вариант поведенческой психотерапии,
в основе которого лежит научение адекватно реагировать в
трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к
воспроизведению «лечебного» образа, к мобилизации собственного жизненного опыта.
В имаготерапевтическом процессе используются усложняющиеся технические приемы. На
первом этапе больному предлагается роль рассказчика либо слушателя. Первоначальная и основная
форма И. рассказ, поскольку пациент, вживаясь в образ, переживает все те чувства, которые
воображаемое лицо должно испытывать в заданной ситуации. Образ для больного подбирается как
лечебный фактор в соответствии с его психологическим содержанием. Наряду с пересказом
литературного материала как основной формы работы, применяется также импровизированная
инсценировка типичной житейской ситуации (театр экспромта). Задачей И. в этом случае является
тренировка психологически адекватного поведения. Первоначальный курс И. занимает от 3 месяцев до
полугода, чтобы за это время было полностью изложено содержание всего произведения. И. проводится
в групповой и, реже, в индивидуальной форме. Больному предлагается ежедневно в течение 1-2 часов
воспроизводить в поведении образ своего «Я» таким, каким он хотел бы стать. Постепенно
продолжительность игры увеличивается, и желаемый образ становится в какой-то мере привычным
поведенческим стереотипом больного.
Второй этап И. включает драматизацию рассказа. Некоторые фрагменты повести или романа,
насыщенные драматическим действием и диалогами, разыгрываются в лицах. Существенное значение
приобретает также инсценирование того или иного эпизода из произведения, с которым работают
пациенты. Осуществляется инсценировка и вымышленных ситуаций, отсутствующих в произведении.
Проводятся занятия по технике речи, движению в такт, танцу. Продолжительность второго этапа та же,
что и первого.
На третьем этапе И. представляет собой занятия в лечебной драматической студии. В работе над
|