учитывать внушаемость больного. На сеанс отбираются не только лица с очень хорошей внушаемостью,
поскольку это свойство человека обычно значительно усиливается во время самой процедуры. Большую
роль играют нервно-психические заболевания и личностные особенности пациентов, обусловливающие
характер нарушения речи. Не следует вводить в группу, назначенную на сеанс, больных с
декомпенсированными психопатиями, судорожными припадками и обмороками различной этиологии,
а также заикающихся с выраженной психастенической акцентуацией характера. Лица, относящиеся к
последней категории пациентов, склонны к повышенному самоанализу, скептически относятся ко всему
происходящему, не уверены в себе и в возможностях окружающих, они, как правило, на сеансе не дают
хороших результатов. Вместо этого для них проводится психотерапевтическая беседа с последующей
тренировкой речи без применения демонстративных приемов. Значение имеет и возраст больных.
Практика показывает, что наиболее высокой эффективности указанного психотерапевтического
воздействия можно добиться при работе с подростками и молодыми людьми, не отягощенными
большим жизненным опытом, в частности опытом неудачного лечения в прошлом. Сильное
активизирующее влияние на больных оказывает демонстрация перед сеансом бывших пациентов,
излечившихся от заикания. Человек, в прошлом заикавшийся, а в настоящий момент хорошо владеющий
собой и своей речью, воодушевляет больных личным примером, вселяет в них уверенность в успех
лечения. Необходимо подчеркнуть психотерапевтическую роль аудитории. В зале не должно быть
равнодушных людей, просто зрителей. Собравшиеся на сеанс своим эмоциональным настроем
поддерживают больных, помогают им обрести уверенность в своих силах, в возможность избавления от
страха речи и чувства неполноценности.
ИМПЛОЗИВНАЯ ТЕРАПИЯ СТАМПФЛА. Имплозия
методика наводнения в
воображении, предложена Стампфлом (Stampfl T. G.) в 1967 г. Ее отличие от систематической
десенсибилизации заключается в том, что пациенту предлагается представить наиболее страшные
ситуации в течение максимально длительного периода без предварительного обучения релаксации. Цель
имплозивной терапии вызвать интенсивный страх, который приведет к уменьшению страха в
реальной ситуации. Угашение страха происходит в результате длительного пребывания в ситуации,
ранее сопровождавшейся страхом, поскольку теперь она не приводит к последствиям, вызывающим
страх.
При этой методике психотерапевт актуализирует в воображении больного стимул или его
символический заменитель, на котором зафиксирован страх, заставляет больного долго контактировать с
ним, однако без сопровождения другими стимулами (последствиями), подкрепляющими страх.
Кроме этой модели Стампфл предложил другой вариант методики, исходя из
психоаналитической теории и считая, что в основе страха лежат глубинные психодинамические
механизмы. Как правило, они связаны с темами агрессии, наказания, потери контроля, сексуальными.
Поэтому до представления в воображении сцен, имеющих отношение к симптому, пациенту
предлагается еще ряд тем.
1. Агрессия. Представляются сцены, центрированные на значимых для пациента лицах
(родителях, супруге, братьях и др.). Уровень агрессии варьируется от выражения враждебности до
высоких, неконтролируемых степеней, приводящих к повреждению или даже смерти объекта агрессии.
2. Наказание. Пациент представляет себя в качестве жертвы агрессии или других враждебных
действий. Наказание является результатом совершения какого-либо запретного поступка.
3. Потеря контроля. Задаются сцены потери контроля сексуальных или агрессивных импульсов.
Пациентам, которые боятся сойти с ума, предлагаются ситуации, во время которых они представляют
себя госпитализированными в психиатрические учреждения, запертыми там на всю жизнь и т. д.
4. Сексуальные темы. Представляются сцены, имеющие отношение к эдипову комплексу,
комплексу Электры, сцены кастрации, гомосексуальности, фелляции.
Техника имплозии включает несколько этапов. На первом, диагностическом этапе составляется
схема иерархии страхов. Больному объясняется механизм лечебного действия метода, подчеркивается
важность его активного участия в лечении; говорится, что он должен будет представлять в воображении
ряд сцен, в которые ему нужно максимально вовлечься эмоционально, как можно точнее представить
ситуацию или предмет зрительно, почувствовать его осязательно, вспомнить звуковые и другие
характеристики ситуации или предмета, ранее вызывавшие страх. Второй этап представление
|