ситуации (собственно имплозия). Больной представляет ситуации, вызывавшие ранее наибольший
страх. Об уровне вовлеченности больного и, вследствие этого, интенсивности испытываемого им
страха врач делает заключение на основании наблюдения за поведением пациента. Сильный страх
вызывает моторную активность общее напряжение мышц всего тела и отдельных групп мышц,
например жевательной мускулатуры, ограниченные движения или сокращения каких-либо мышц,
мимические реакции. Кроме того, могут наблюдаться вегетативные реакции (сосудистые реакции лица,
потливость, сердцебиение).
Задача психотерапевта поддерживать достаточно интенсивный уровень страха. Если же
уровень тревоги снижается, он вводит дополнительные описания ситуации, чтобы усилить страх. Это
вмешательство психотерапевта повторяется в течение занятия несколько раз, пока уровень тревоги не
будет существенно снижен. Поддерживать этот уровень необходимо в течение 40-45 минут. После
окончания процедуры обсуждаются помехи, препятствовавшие значительной эмоциональной
вовлеченности, пациент получает задание на дом: проводить подобные тренировки самостоятельно 1
раз в день. В последующих занятиях могут использоваться в представлении другие вызывающие страх
ситуации, поскольку угашение уже проигранных ситуаций происходит ускоренным темпом. Обычно все
лечение занимает несколько занятий, после чего можно переходить к технике наводнения. Ниже в
качестве примера приводим вербализацию,
помогающую поддерживать высокий уровень страха при
фобии крыс: «Вообразите, что вы трогаете крысу в лаборатории... Она огрызается и начинает кусать
ваши пальцы... затем бежит по вашей руке... Неожиданно сильно кусает вашу руку, и затем вы уже
чувствуете ее на вашем теле... Она пробирается на вашу шею и кусает ее... Вы ощущаете ее хвост на
лице... Она забирается вам на голову... путается в волосах... Вы пытаетесь схватить ее своей
кровоточащей рукой, но она сопротивляется... Неожиданно выскальзывает, спускается по лицу и
прыгает за пазуху» и т. д.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Созданная Альфредом Адлером (Adler А.), И. п. явилась
крупным шагом вперед в понимании человека, неповторимости его уникального жизненного пути.
Именно И. п. предвосхитила многие положения гуманистической психологии, экзистенциализма,
гештальт-терапии и др.
И. п. включает в себя такие понятия, как: жизненные цели, стиль жизни, схема апперцепции,
чувство общественного (Gemeinschaftsgefuhl) и связанная с ним потребность в социальной кооперации,
самость. Адлер полагал, что жизненные цели, мотивирующие поведение человека в настоящем,
ориентирующие его на развитие и достижение исполнения желаний в будущем, коренятся в его
прошлом опыте, а в настоящем поддерживаются актуализацией чувства опасности, незащищенности.
Жизненная цель каждого индивидуума складывается из его личного опыта, ценностей, отношений,
особенностей самой личности. Многие жизненные цели сформировались еще в раннем детстве и
остаются до поры до времени неосознанными. Сам Адлер считал, что на его выбор профессии врача
повлияли частые болезни в детстве и связанный с ними страх смерти.
Жизненные цели служат индивидууму для защиты против чувства беспомощности, средством
соединения совершенного и могущественного будущего с тревожным и неопределенным настоящим.
При выраженности чувства неполноценности, столь характерного для больных неврозами в понимании
Адлера, жизненные цели могут приобретать преувеличенный, нереалистический характер (автором
открыты механизмы компенсации и гиперкомпенсации). У больного неврозами часто наблюдается
весьма значительное расхождение между сознательными и неосознаваемыми целями, в результате чего
он игнорирует возможность реальных достижений и предпочитает фантазии на тему личного
превосходства.
Стиль жизни это тот уникальный способ, который выбирает человек для реализации своих
жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней.
Симптом болезни или черта личности могут быть поняты лишь в контексте стиля жизни, как
своеобразное его выражение. Поэтому так актуальны сейчас слова Адлера: «Индивидуум как целостное
существо не может быть изъят из своих связей с жизнью... По этой причине экспериментальные тесты,
которые имеют дело в лучшем случае с частными аспектами жизни индивидуума, мало что могут сказать
нам о его характере...»
В рамках своего стиля жизни каждый человек создает субъективное представление о себе и мире,
|