которое Адлер называл схемой апперцепции и которое детерминирует его поведение. Схема
апперцепции, как правило, обладает способностью самоподтверждения, или самоусиления. Например,
изначальное переживание человеком страха приведет его к тому, что окружающая ситуация, с которой
он вступит в контакт, будет восприниматься им как еще более угрожающая.
Под чувством общественного Адлер понимал «чувство человеческой солидарности, связи
человека с человеком... расширение ощущения товарищества в человеческом обществе». В определенном
смысле все человеческое поведение социально, поскольку, говорил он, мы развиваемся в социальном
окружении и наши личности формируются социально. Чувство общественного включает ощущение
родства со всем человечеством и связанность с жизненным целым.
Опираясь на теорию эволюции Дарвина, Адлер полагал, что способность и потребность
кооперироваться являются одной из важнейших форм приспособления людей к среде. Только
кооперация людей, согласованность их поведения предоставляют им шанс преодоления действительной
неполноценности или ощущения ее. Заблокированная потребность в социальной кооперации и
сопутствующее ей чувство неадекватности лежат в основе неприспособленности к жизни и
невротического поведения.
Афористично звучат слова Адлера: «Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет
невротиком».
Понятие самости, как и многие категории психоанализа,
автор не относит к операциональным.
Самость в его понимании тождественна творческой силе, с помощью которой человек направляет свои
потребности, придает им форму и значимую цель. Формирование жизненной цели, стиля жизни, схемы
апперцепции акты творчества. Самость руководит и управляет индивидуальным реагированием на
окружающее. По мнению Адлера, основным недостатком в понимании Фрейдом (Freud S.) личности и
сущности психотерапевтического процесса была недооценка уникальности человеческой судьбы.
Самость форма реализации этой уникальности, она активно формирует стиль жизни, отвергая одни
переживания и избирательно принимая другие.
В концепции психотерапии Адлер выделял 3 аспекта: понимание и принятие пациентом
индивидуального стиля жизни; помощь пациенту в понимании себя; тренировка и усиление
социального интереса, потребности в социальной кооперации.
Как правило, сеанс психотерапии начинается с анализа индивидуального стиля жизни пациента,
т. е. поиска тех проблем, которые отражаются в поведении его на разных этапах онтогенеза. Этому
помогает анализ самых ранних воспоминаний или наиболее значимых событий детства. Воспоминания,
которые первыми придут на ум, по мнению Адлера, далеко не случайны, а соответствуют тем
психологическим проблемам, которые пациент самостоятельно решить не мог как в прошлом, так и в
настоящем. В рассказе пациента найдут отражение негативные обстоятельства, повлиявшие на его
личностный рост, а именно органическая неполноценность, эмоциональное отвержение или
избыточное потворство со стороны родителей. Важно также обращать внимание на невербальные
сообщения пациента мимику, жесты, интонацию голоса, а также ключевые слова (глаголы),
которыми он выражает прошлые действия (прообраз практики нейролингвистического
программирования).
Сама психотерапия представляет собой процедуру, отличную от психоанализа Фрейда. В беседах
с пациентом психотерапевт создает атмосферу безопасности, доброжелательности, сочувствия и
поддержки. Он собирает материал, интегрирует те части прошлого и настоящего опыта больного,
которые ускользали от его осознания.
А затем возникшая вновь целостность «с улыбкой возвращается
психотерапевтом пациенту». Непременными условиями психотерапии является установление
визуального контакта и эмпатического раппорта.
Следующий шаг в психотерапии Адлера оказание помощи пациенту в понимании себя. Что в
прошлом опыте переживалось и переживается как слабость, недостаточность, некомпетентность? Какие
цели ставит перед собой пациент, чтобы достигнуть невротических атрибутов превосходства? Если
когнитивное осознание этих реалий пациентом достигнуто, то он оказывается готовым воспринять этот
опыт и эмоционально, а в дальнейшем через выполнение конкретных заданий психотерапевта
реализовать его в поведении. Наконец, сотрудничество психотерапевта и пациента становится
предметом их совместного обсуждения. Что испытывает пациент по отношению к психотерапевту?
|