Какие переживания из его раннего опыта он проецирует на психотерапевта? Пациент, удовлетворив
свою потребность быть услышанным, понятым, принятым, становится способным открыться
альтруистическому опыту и осознать собственную противоречивость. Своим новым поведением,
интересом к проблемам ближних он инициирует изменения в социальном контексте, от которого, в
свою очередь, сам зависит.
Таким образом, схема развития психотерапевтического процесса в И. п. выглядит следующим
образом:
1) вхождение психотерапевта в контакт с пациентом с помощью эмпатии, доброты, поддержки;
2) формирование ответственности пациента за успех лечения (сигналом о готовности его к
сотрудничеству с психотерапевтом служит, в частности, желание вспомнить собственное прошлое);
3) когнитивное осознание пациентом жизненного стиля и проблем самости;
4) эмоциональное отреагирование и соприкосновение с ранее неосознаваемым чувственным
опытом;
5) проверка в реальности нового опыта.
И. п. в 20-40-х гг. XX столетия была очень популярна в странах Западной Европы и США.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. В И. п. в качестве основного инструмента лечебного
воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в диаде врач
пациент. В организационном аспекте И. п. отлична от групповой (где инструментом лечебного
воздействия выступает и психотерапевтическая группа),
коллективной и семейной психотерапии.
Используется в рамках практически всех концептуальных и методических направлений в психотерапии,
которые и определяют специфику психотерапевтического процесса, цели и задачи, способы
воздействия, методические приемы, тип контакта между пациентом и психотерапевтом, длительность и
другие переменные И. п.
И. п. проводится одним психотерапевтом, редко двумя (биполярная терапия) или несколькими
котерапевтами.
Часто является элементом комплексной терапии в сочетании с другими формами
психотерапии, фармако-, физио- или социотерапией.
Выделяют также комбинированную терапию,
совмещающую индивидуальную и групповую (или семейную) психотерапию, проводимую одним
психотерапевтом, и сочетанную терапию, при которой пациент проходит И. п. у одного психотерапевта
и одновременно участвует в семейной или групповой психотерапии у других психотерапевтов.
Сочетание с групповой психотерапией, центрированной на групповой динамике, или семейной
психотерапией, фокусирующейся на семейной микрогруппе как целостном субъекте системного
психотерапевтического вмешательства,
может предлагаться пациенту только после тщательной
проработки психотерапевтических целей,
учитывающей как лечебный потенциал разных форм
психотерапии, так и их возможный антагонистический эффект.
История становления и развития И. п. предшествует истории возникновения других форм
психотерапии, например групповой или семейной, независимо от их направления, и связана с общей
историей психотерапии.
Структура целей различных современных форм психотерапии применительно к И. п.
представлена на основании разработок Орлински, Ховарда (Orlinsky D. Е., Howard K. I., 1986) в табл. 1.
Таблица 1. Цели современных форм психотерапии
Тип цели
Примеры
Цели для сеанса
психотерапии (для
терапевтического
процесса): конкретно и
краткосрочно
Углубление самоэксплорации
Уменьшение страха при обсуждении запретной
темы
Соблюдение инструкций при выполнении
рекомендаций психотерапевта
Микрорезультаты
(после сеанса):
конкретно и
краткосрочно
Прекращение избегания повседневных ситуаций,
которые ранее избегались
Улучшение способности понимания причинных
связей конкретной социальной конфликтной
ситуации
|