Navigation bar
  Print document Start Previous page
 153 of 825 
Next page End  

При проведении длительной психотерапии необходимо иметь в виду зависимость скорости
улучшения состояния пациентов от числа психотерапевтических занятий. Как показали современные,
выполненные на большом материале исследования Ховарда (Howard K. I., 1997), в общем, скорость
такого улучшения быстро нарастает лишь до 24-го занятия, а затем резко замедляется. Психотерапевт
должен быть готов к такой динамике и при необходимости последовательно продолжать выполнение
намеченных и обоснованных психотерапевтических планов.
Выбор конкретных форм и методов психотерапии для индивидуальной помощи пациенту
является непростой задачей. Не прекращаются споры о преимуществах и возможностях того или иного
психотерапевтического направления или «школы». Современные научные достижения позволяют
рассматривать психотерапию не просто как собрание методов, основанных на личных свидетельствах
или системе убеждений, созданной той или иной «школой», что больше характерно для религиозных
культов, чем научного подхода. Создаются критерии научности психотерапии, а научный анализ
(например, метаанализ) позволяет реально предсказывать эффективность конкретного метода
психотерапии при той или иной патологии, требующей психотерапевтического вмешательства (Perrez
M., 1989), показателями научной обоснованности того или иного метода психотерапии являются
прежде всего:
1) доказательства эффективности;
2) обоснование предположениями, которые не противоречат современным научным данным.
При выборе методов психотерапии целесообразно учитывать данные Граве и соавт. (Grawe K. et
al., 1994). Применительно к индивидуальной психотерапии метаанализ эффективности различных видов
психотерапии показал, что многие методы не исследовались научно приемлемым образом, а
эффективность других существенно различается. Достаточно убедительными были результаты
интерперсональной психотерапии Клермана и Вейссман (Klerman G. L., Weissman M. M.) у пациентов с
депрессией и нервной булимией. Клиент-центрированная психотерапия Роджерса эффективна при
невротических расстройствах, а также показана для лечения алкоголизма и даже шизофрении, при этом
часто в комбинации с методами поведенческой психотерапии. Высокую эффективность, но при
ограниченном спектре патологии, показали методы когнитивно-поведенческого направления.
Специфические фобии хорошо поддаются лечению систематической десенсибилизацией.
При
полиморфных фобиях, включавших и панические атаки, наиболее эффективными оказались методики
конфронтации с ситуациями, которых боялись пациенты. Когнитивная психотерапия (Бек (Beck А. Т.))
была успешной при лечении депрессий, а также страхов и личностных расстройств.
Из числа отечественных наиболее научно обоснованной и подтвердившей свою широкую
клиническую эффективность индивидуальной формой психотерапии является личностно-
ориентированная (реконструктивная) психотерапия, основанная на теории отношений В. Н. Мясищева,
представленная Б. Д. Карвасарским и его сотр.
По современным данным Бергина и Гарфилда (Bergin A. E., Garfield S. L, 1994), в мире
используется более 400 психотерапевтических техник для взрослых пациентов и более 200 для детей и
подростков. Большинство из них применяется в И. п. Лишь в многотомных энциклопедических
изданиях возможно краткое знакомство с ними. Большое значение в И. п. имеет психотерапевтический
контакт,
поскольку при И. п. он создает оптимальные условия лечения и служит ведущим
инструментом психологического влияния, способного приводить к позитивным переменам в чувствах,
представлениях, отношениях и поведении пациента. Психотерапевтический контакт содержит
следующие лечебные компоненты: удовлетворение ожиданий и потребностей, выслушивание (с
отреагированием или «вентиляцией» эмоционального напряжения), эмоциональная поддержка,
обратная связь,
помогающая осознать свои мысли, переживания и поведение. Психотерапевтический
контакт формируется на основе развития взаимопонимания, коммуникации между психотерапевтом и
пациентом. Важнейшей задачей врача при этом является создание устойчивых, доверительных
отношений с больным. Психотерапевт проявляет уважение к пациенту, принимает его без морального
осуждения и критики, проявляет желание помочь. Взаимопонимание между психотерапевтом и
пациентом, необходимое для оптимального психотерапевтического контакта, достигается обоюдными
вербальными и невербальными средствами общения. После установления первоначального контакта
между психотерапевтом и пациентом их общение приводит к созданию определенных
Hosted by uCoz