взаимоотношений, которые сохраняются в ходе психотерапии или изменяются на разных ее этапах. В.
А. Ташлыков выделяет два основных типа ролевого взаимодействия в психотерапевтическом контакте:
руководство и партнерство. Руководство как выражение авторитета (власти) специалиста отражает
традиционную медицинскую модель отношений «врач пациент», при которой врач доминирует,
занимает ведущую позицию, берет на себя ответственность за решение основных задач в период
лечения, а пациент остается подчиненным, сравнительно малоактивным или пассивным объектом
терапии. Такой психотерапевт наделяется магическими качествами, и больные особенно восприимчивы
к его суггестивным влияниям, что может иметь положительное значение при выборе симптоматических
методов И. п. или при слабой первичной мотивации пациента к лечению. Партнерство как модель
неавторитарного сотрудничества, терапевтического союза предполагает активное участие больного в
психотерапевтическом процессе, развитие ответственности и самостоятельности, умение делать выбор
между альтернативными решениями. Психотерапевт эмпатическим подходом создает безопасную
атмосферу общения, в которой пациент может свободно говорить о тягостных переживаниях и открыто
выражать свои чувства. Современные, наиболее эффективные методы И. п. осуществляются на основе
формирования терапевтического союза.
ИНИЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ПО ДЮРКХАЙМУ. Метод психотерапии (initiatische therapie),
основанный в 1950-х гг. в Германии немецким религиоведом, философом и психологом Дюркхаймом
(Durckheim K. G., 1896-1988) и его вначале сотрудницей, а затем женой, психологом Гиппиус-Дюркхайм
(Hippius-Durckheim M., род. в 1909). Он представляет собой синтез восточной мудрости и западной
психотерапии, «мост между христианской и буддийской мистикой, с одной стороны, и современной
экзистенциальной философией с другой» (Wotruba A. 1987).
И. т. п. Д. стремится «открыть дверь в таинственный мир» и показать, что «истинное Я» далеко
выходит за рамки прагматических отношений повседневности. Она хочет инициировать процесс
высшего развития. Психотерапией она является в том смысле, что пытается аналитически трактовать
символы и картинки, предлагаемые в различных упражнениях.
Основополагающий элемент работы это медитативное положение, в котором проводятся
различные упражнения. Оно схоже с формой медитации в дзэн-буддизме, которое стало известно в
Европе благодаря И. т. п. Д. В Тодмоос-Рютте, небольшом местечке в Верхнем Шварцвальде,
Дюркхаймы построили центр встречи и образования, который считается центром инициальной
терапии. Сейчас там находятся 50 из 150 психотерапевтов, работающих по принципу экзистенциальной
психологии. Новые идеи они заимствуют у многих людей других профессий, которые приезжают в
Тодмоос-Рютте для получения дальнейшего образования. До 1965 г. Дюркхайм называл свой метод
«большой терапией» или «терапией для осуществления своего настоящего Я». И только в 1968 г.
появляется понятие «инициальная терапия», которое с 1970 г. закрепляется за психотерапией по
Дюркхайму и Гиппиус.
Идеи инициальной терапии основываются по большей части на опыте, приобретенном
Дюркхаймом за 8 лет пребывания в Японии, где он работал аккредитованным послом при посольстве
нацистской Германии. На его работу повлияло долгое занятие восточной мистикой, а в особенности
дзэн-буддизмом, а также изучение европейской мистической традиции, прежде всего работ
доминиканского монаха Экхарта (Eckhart M., 1260-1327). Мария Гиппиус привнесла в терапию свой
опыт работы по методу Юнга (Jung С. G.).
Образование (для получения диплома и для повышения квалификации) можно получить в
Тодмоос-Рютте, учеба длится настолько долго, насколько к этому готовы заинтересованные студенты,
но в любом случае растягивается на несколько лет. Она рассматривается как собственный путь по
ступеням самопознания и независимо от предыдущего образования доступно в принципе каждому.
Условием является лишь сам процесс, инициальное самопознание.
Терапия состоит из комбинации работы над телом, живописи, осязательных упражнений,
упражнений на ощущения, в сопровождении средств для творчества (работа с глиной, красками,
музыкой, танцами, мечом, жестами и манерами), с помощью которых человек может почувствовать себя
в качестве того, кто прикасается, и того, к кому прикасаются, открыть в себе нераскрытый творческий
потенциал. К терапии также относится глубинно-психологическое раскрытие (или разгадывание)
картин, снов и биографий, а также медитация (сидение в тишине) и экзерсициум (упражнения,
|