относящиеся к повседневной жизни). Считается, что человеку нужно предоставить поле для
исследований, где он сам мог бы прочувствовать себя и познать то, что Дюркхайм называл «двойным
источником» человека. Таким образом на поверхность нашей жизни выйдет новое существование из
самого человека, из его истоков и его отношения к себе.
Под понятием «инициальная терапия» всегда подразумевается одновременно инициация и
индивидуализация. Душевные и психосоматические заболевания понимаются при этом не только как
«лишний» симптом, а рассматриваются как препятствие на пути к общему оздоровлению и становлению
человека (индивидуализации). И. т. п. Д. осуществляется исключительно на трансперсональном уровне.
Проработка проблем на «реальном» уровне просто не предполагается. Она может дать важные
импульсы через поиск смысла жизни и самопознание, для лечения психических нарушений пригодны
лишь некоторые ее элементы, например медитация или медитативное рисование в рамках общего
клинического процесса лечения.
И. т. п. Д. особо рекомендуется людям, ищущим смысл своей жизни, а также тем, кто переживает
кризис или срыв и нуждается в новых ориентирах. Она используется и для лечения психических
расстройств, таких как фобии и депрессии, психосоматических нарушений и нервной анорексии; не
показана для лечения лиц, страдающих алкогольной, наркотической и лекарственной зависимостью.
ИНСАЙТ. Понятие И. (англ. insight постижение, озарение) отражает психологический феномен
внезапное, новое и невыводимое из прошлого опыта понимание, постижение существенных
отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого осуществляется осмысленное решение
проблемы. Понятие И. введено гештальт-психологией (К¸лер (Kohler W.)) и противопоставляется
бихевиористскому понятию «пробы и ошибки». В первом случае решение проблемы осуществляется
мгновенно, а
во втором постепенно, путем длительных поисков. Кроме того, для гештальтистов И.
означает переход к новой познавательной, образной структуре, соответственно которой сразу же
меняется характер приспособительных реакций.
И. в психотерапии представляет собой слияние эмоциональных переживаний пациента в
условиях «здесь и теперь» с когнитивным учетом предшествующих причин или событий и последствий
имеющегося у него дезадаптивного жизненного стереотипа. В рационально-эмоциональной и
когнитивной психотерапии И. рассматривается как процесс установления зависимости между
жизненными событиями и психологическими реакциями. Он связан с обнаружением значения, которое
пациент придает внешнему окружению и внутренним ощущениям.
В психодинамической психотерапии инсайт-ориентированные беседы начинаются с анализа
симптомов, затем акцент переносится на эмоциональные состояния, осуществляется переход к И. с
учетом связи эмоциональных состояний и жизненной ситуации, далее к личностным стереотипам и
представлениям, которые создали данную жизненную ситуацию, и, наконец, к опыту раннего
детства. Для достижения И., а также исследования функционирования личности больного неврозом
требуется разностороннее изучение происхождения невротических стереотипов и представлений как
объяснимых реакций и способов адаптации к психотравмирующему опыту раннего периода развития. И.
взаимосвязан с интерпретациями,
с помощью которых пациент постепенно подводится к осознанию
влияния эдипова комплекса на происхождение своих проблем. В результате у пациента наступает
внезапное прозрение, И., в сознании устанавливаются связи между настоящими проблемами, страхами,
эдиповскими влечениями, переносом в отношениях с психоаналитиком. Последующая переработка И.
приводит к соответствующим личностным изменениям пациента.
При личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии расширение сферы
сознания происходит, в частности, вследствие И., нового понимания прежде неосознаваемых связей
между настоящим и прошлым в особенностях представлений, переживаний и поведения. Достигаемая
при этом глубина И. может быть различной. Первый уровень преимущественно интеллектуальное
понимание: в сознании пациента возникает связь между проявлениями невроза и психотравмирующими
факторами, патогенной ситуацией, что является лишь условием проведения психотерапии. Второй
уровень осознание пациентом связи между патогенной ситуацией и особенностями личности,
позволяющее прояснить существование и содержание внутриличностных конфликтов. Третий уровень
осознание связи между стереотипами личностного реагирования и внутриличностными
конфликтами, психологической защитой,
связанными с нарушенной системой отношений,
|