результате конфликта с окружающими. Психотерапия направлена главным образом на изменение
межличностного контекста депрессивной симптоматики. Авторы признают немаловажную роль
личности больного в возникновении депрессии, однако считают более перспективным улучшение
социального статуса пациента и тем самым опосредованное влияние на клинику заболевания, чем
изменение достаточно устойчивых и малоподдающихся трансформации личностных характеристик
больного. Особое внимание к межличностному окружению больного депрессией появилось после
создания Майером (Меуer А.) в 1957 г. психобиологической концепции психических расстройств,
согласно которой межличностное окружение является весьма значимой стороной жизни любого
человека, а психическое расстройство рассматривается как патологический способ приспособления
индивида к требованиям конкретных окружающих. Эта концепция перекликается с идеей Салливана
(Sullivan H. S.) об исключительном значении межличностных отношений как важнейшей составной
части психотерапии. Но прямой связи с учением Салливана И. п. К. и В. не имеет и принципиально
отличается от психодинамической психотерапии. При проведении И. п. К. и В. психодинамические
толкования состояния пациентов отвергаются; способ психотерапии максимально приближен к
особенностям поведения пациента и направлен на преодоление трудной актуальной жизненной
ситуации, в которую он попал, а не на анализ прошлого и осознание ошибок.
Психотерапия с помощью данного метода ограничена известным периодом времени и четко
структурирована по своему содержанию. На начальной стадии проводится точная диагностика и
выясняется природа депрессивной симптоматики в связи с нарушением межличностных отношений
пациента. На этом этапе больной получает подробные сведения об эпидемиологии, симптоматике,
клиническом течении и прогнозе депрессий. Психотерапевт разъясняет ему смысл понятий,
относящихся к обсуждаемой проблематике, формулирует цели и определяет сроки лечения, частоту
курсов и при необходимости применяет сопутствующую медикаментозную терапию. Эта стадия носит
ярко выраженный обучающий характер. Основная стадия концентрируется на одном или нескольких
направлениях, относящихся к 4 наиболее важным проблемам, стоящим перед больным депрессией:
преодоление депрессивного состояния (например, преодоление состояния скорби, вызванного утратой
близких родственников); преодоление возникающих конфликтов межличностного характера между
больным и его окружением (особенно конфликтных супружеских взаимоотношений); преодоление
трудностей, связанных с изменением социальных ролей близких больному людей (например, уход детей
из родительского дома); преодоление разного рода недостатков в межличностном общении.
В И. п. К. и В. исследуется не прошлое пациента, а его актуальные межличностные контакты,
связи и их характер. Прошлое также изучается и учитывается, но лишь постольку, поскольку оно
помогает понять актуальные образцы взаимоотношений больного с другими людьми. Психотерапия
направлена не на осознание своих ошибок в прошлом, а на их преодоление в настоящем, не на
исследование интрапсихических явлений, таких как природа конфликтов, защитные механизмы, а на
анализ конкретного межличностного настоящего больного, в особенности на характер протекания
межличностных отношений в период проявления депрессивной симптоматики. Взаимоотношения
между психотерапевтом и пациентом не фокусируются на переносе. Психотерапевт выступает не в роли
нейтрального наблюдателя, а в роли защитника и адвоката больного. Он активно ведет пациента,
руководит им, ободряет и поддерживает его. Отношения «психотерапевтпациент» учитывают
реальную ситуацию и служат решению конкретных проблем. При этом больной не должен слишком
зависеть от психотерапевта или заметно уступать ему в интеллектуальном и волевом аспектах. Только в
тех случаях, когда поведение пациента по отношению к психотерапевту начинает отрицательно влиять
на ход лечения, об этом следует поговорить с ним.
Психотерапия направлена на гармонизацию межличностных отношений пациента с
окружающими его людьми, для чего психотерапевт пользуется всеми подходящими для этого способами.
К ним относятся: построение (вместе с больным) лучшей, скорректированной с учетом требований
окружающих модели коммуникативного поведения; разработка новых стратегий решения проблем,
возникающих у больного, и выработка умений более успешно преодолевать стрессовые ситуации в
межличностном общении; преодоление устаревших схем и стереотипов во взаимоотношениях, не
соответствующих изменившимся требованиям окружающих и возможностям пациента; активный отказ
от этих устаревших схем в пользу новых и усвоение более адаптивных способов взаимоотношений с
|