Navigation bar
  Print document Start Previous page
 165 of 825 
Next page End  

окружающими и т. п.
Авторами была разработана также программа тренировки психотерапевтов, позволяющая
специалистам с разным уровнем подготовки в сжатые сроки овладеть данным методом и приступить к
проведению психотерапии.
Поскольку эмпирические исследования показали, что супружеские конфликты и после успешно
проведенной интерперсональной психотерапии остаются, как правило, неразрешимой проблемой для
пациентов и существует высокий риск рецидивов такого рода, была разработана психотерапия
супружеской пары. Она нацелена на коррекцию отношений между супругами в следующих сферах:
коммуникация, сексуальные отношения, регулировка границ интимности и откровенности, руководящая
роль в семье и претензии на руководство, достижение социально значимых целей. И в этом случае
прежде всего выясняется весь комплекс стоящих перед пациентом проблем в супружеских
взаимоотношениях, а затем проводится психотерапия, цель которой — разрешение этих проблем.
В последнее время отмечаются попытки применения данного метода психотерапии (после
соответствующей модификации) при лечении других заболеваний, помимо депрессии. Метод уже
используется при расстройствах личности и анорексии. И. п. К. и В. применяется также в
межличностной программе консультаций пациентов в общемедицинской практике и в оказании
консультативной психотерапевтической помощи пациентам, жалующимся на симптомы страха и
тревоги либо обращающимся к психотерапевту по поводу обычных жизненных ситуаций и неурядиц.
Речь идет об очень непродолжительном вмешательстве (не более 6 получасовых консультаций), которое
задумано так, что эти консультации могут проводить врачи общей практики после соответствующей
подготовки.
Прагматическая направленность И. п. К. и В. проявляется также в непривычном для
психотерапевтов непредвзятом отношении к медикаментозной терапии. При ее проведении стало
скорее правилом, чем исключением, применение антидепрессантов наряду и параллельно с
психотерапией. Эта комбинированная терапия базируется на результатах исследований, определивших
условия, при которых показано и даже необходимо проводить параллельное медикаментозное лечение.
ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ САЛЛИВАНА. Психиатрический и
психотерапевтический подход, разработанный Салливаном (Sullivan H. S.), основан на представлении о
ведущем значении межличностных отношений между людьми в норме и патологии.
Развитие концепции в известной мере определялось конфронтацией с психоанализом. Хотя И. п.
С. и относится к динамическому направлению в психотерапии,
в проработке проблематики заметна
поведенческая ориентация.
Суть И. п. С. состоит в признании важности межличностного взаимодействия как основы
формирования нормы и патологии. Согласно Салливану, человека характеризуют две ведущие
потребности, одна из которых имеет биологическую природу (потребность в нежности, ласке), а вторая
(потребность в безопасности) связана с межличностными отношениями. Психологический смысл
первой потребности — ослабление силы физиологических потребностей (голод, жажда, половое
влечение). Этот уровень функционирования присущ и животным. Вторая ведущая потребность имеет
уже чисто человеческую природу и направлена на снижение тревоги и неуверенности. Удовлетворение
второй потребности ложными способами приводит к психическим заболеваниям, которых, по мнению
Салливана, у животных нет.
Отдельно Салливан акцентирует внимание на важной роли тревоги в патологии
(дезорганизации жизни) и вообще в жизни. Нарушения поведения являются реакцией на усиление
тревоги. Большое значение имеет и конфликт тенденций: стремление удовлетворить физиологические
потребности может привести к утрате чувства безопасности. Одним из путей, которым индивид может
избавиться от тревоги, является механизм «избирательного внимания», отсеивающий информацию,
несущую тревогу.
Способы ослабления тревоги закрепляются в опыте. Важнейший период в этом смысле —
детство. Причина, по которой именно в детстве происходит формирование наибольшего числа
искаженных форм поведения, — неполноценный опыт. Неполноценность опыта на этом этапе развития
обусловлена так называемой прототаксической — поверхностной, «до целенаправленной» — формой
его приобретения. Сам опыт проживается на этом этапе развития в виде моментальных состояний,
Hosted by uCoz