окружающими и т. п.
Авторами была разработана также программа тренировки психотерапевтов, позволяющая
специалистам с разным уровнем подготовки в сжатые сроки овладеть данным методом и приступить к
проведению психотерапии.
Поскольку эмпирические исследования показали, что супружеские конфликты и после успешно
проведенной интерперсональной психотерапии остаются, как правило, неразрешимой проблемой для
пациентов и существует высокий риск рецидивов такого рода, была разработана психотерапия
супружеской пары. Она нацелена на коррекцию отношений между супругами в следующих сферах:
коммуникация, сексуальные отношения, регулировка границ интимности и откровенности, руководящая
роль в семье и претензии на руководство, достижение социально значимых целей. И в этом случае
прежде всего выясняется весь комплекс стоящих перед пациентом проблем в супружеских
взаимоотношениях, а затем проводится психотерапия, цель которой разрешение этих проблем.
В последнее время отмечаются попытки применения данного метода психотерапии (после
соответствующей модификации) при лечении других заболеваний, помимо депрессии. Метод уже
используется при расстройствах личности и анорексии. И. п. К. и В. применяется также в
межличностной программе консультаций пациентов в общемедицинской практике и в оказании
консультативной психотерапевтической помощи пациентам, жалующимся на симптомы страха и
тревоги либо обращающимся к психотерапевту по поводу обычных жизненных ситуаций и неурядиц.
Речь идет об очень непродолжительном вмешательстве (не более 6 получасовых консультаций), которое
задумано так, что эти консультации могут проводить врачи общей практики после соответствующей
подготовки.
Прагматическая направленность И. п. К. и В. проявляется также в непривычном для
психотерапевтов непредвзятом отношении к медикаментозной терапии. При ее проведении стало
скорее правилом, чем исключением, применение антидепрессантов наряду и параллельно с
психотерапией. Эта комбинированная терапия базируется на результатах исследований, определивших
условия, при которых показано и даже необходимо проводить параллельное медикаментозное лечение.
ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ САЛЛИВАНА. Психиатрический и
психотерапевтический подход, разработанный Салливаном (Sullivan H. S.), основан на представлении о
ведущем значении межличностных отношений между людьми в норме и патологии.
Развитие концепции в известной мере определялось конфронтацией с психоанализом. Хотя И. п.
С. и относится к динамическому направлению в психотерапии,
в проработке проблематики заметна
поведенческая ориентация.
Суть И. п. С. состоит в признании важности межличностного взаимодействия как основы
формирования нормы и патологии. Согласно Салливану, человека характеризуют две ведущие
потребности, одна из которых имеет биологическую природу (потребность в нежности, ласке), а вторая
(потребность в безопасности) связана с межличностными отношениями. Психологический смысл
первой потребности ослабление силы физиологических потребностей (голод, жажда, половое
влечение). Этот уровень функционирования присущ и животным. Вторая ведущая потребность имеет
уже чисто человеческую природу и направлена на снижение тревоги и неуверенности. Удовлетворение
второй потребности ложными способами приводит к психическим заболеваниям, которых, по мнению
Салливана, у животных нет.
Отдельно Салливан акцентирует внимание на важной роли тревоги в патологии
(дезорганизации жизни) и вообще в жизни. Нарушения поведения являются реакцией на усиление
тревоги. Большое значение имеет и конфликт тенденций: стремление удовлетворить физиологические
потребности может привести к утрате чувства безопасности. Одним из путей, которым индивид может
избавиться от тревоги, является механизм «избирательного внимания», отсеивающий информацию,
несущую тревогу.
Способы ослабления тревоги закрепляются в опыте. Важнейший период в этом смысле
детство. Причина, по которой именно в детстве происходит формирование наибольшего числа
искаженных форм поведения, неполноценный опыт. Неполноценность опыта на этом этапе развития
обусловлена так называемой прототаксической поверхностной, «до целенаправленной» формой
его приобретения. Сам опыт проживается на этом этапе развития в виде моментальных состояний,
|