причем отсутствует понимание связи между прошлым, настоящим и будущим. При таком опыте
окружение отождествляется с собственными эмоциями ребенка. Например, материнская грудь
воспринимается по-разному. Если молоко идет легко и в достаточном количестве, что приводит к
удовлетворению биологической потребности, то сама грудь закрепляется в сознании как хорошая. Если
молока мало, то грудь закрепляется в сознании как плохая.
Следующий период развития паратаксический характеризуется тем, что индивид осознает
определенные связи между явлениями, но эти связи могут носить поверхностный, случайный и
внешний характер, например, при совпадении событий во времени. Паратаксический период развития
имеет важное значение в возникновении патологии, и искажение понятий и опыта сходно с
фрейдовским пониманием переноса. У
пациента происходит генерализация отрицательного опыта в
межличностных отношениях, главным образом с раннего детства и до отношений с психотерапевтом.
В процессе психотерапии регрессивный, паратаксический способ корригируется анализом
отношений пациента в детстве, и одновременно в межличностных отношениях с психотерапевтом
больной учится получать удовлетворение от общения с людьми, избавляется от тревоги, приобретает
чувство безопасности, налаживает адекватные отношения с собой и окружающими людьми. При этом
происходит перестройка личности, которая приводит к тому, что пациент начинает явно видеть пути
выхода из ситуаций, ранее представлявшихся неразрешимыми.
По своему характеру метод Салливана приближается к современным вариантам краткосрочной
психотерапии.
В нем четко прослеживаются наряду с аналитической ориентацией элементы
поведенческой психотерапии.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (лат. interpretatio). В широком понимании И. означает разъяснение неясного
или скрытого для пациента значения некоторых аспектов его переживаний и поведения, а в
психодинамической психотерапии представляет собой определенную технику истолкования значения
симптома, ассоциативной цепочки представлений, сновидения, фантазии, сопротивления, переноса и
др. При этом психотерапевт делает неосознанные феномены осознанными, используя свое собственное
бессознательное, эмпатию и интуицию, а также опыт и теоретические знания. И. является важнейшей
психоаналитической процедурой. Если свободные ассоциации относятся к основному способу
получения наиболее важного материала от пациента, то И. представляет собой главный инструмент
анализа этого материала и перевода бессознательного в сознательное.
Первые ссылки на психоаналитическую И. в работах Фрейда (Freud S., 1900) связаны с И.
сновидений. Термин И. связывался с собственным пониманием и восстановлением психоаналитиком
скрытых источников и значений сновидения («латентного содержания»). Это достигалось путем
изучения свободных ассоциаций пациента на осознанное воспоминание о самом сне («манифестное
содержание»). В основе этой деятельности лежат следующие положения: а) что сновидение имеет
смысл; б) что этот смысл может быть разъяснен человеком, знакомым с символикой и с первичными
процессами (правилами, регулирующими бессознательную психическую деятельность), с жизненными
обстоятельствами того, кто видел сон, и с ассоциациями, которые вызвало у него сновидение, и в) что
видевший сон может подтвердить правильность И. своей реакцией на нее, в простейшем случае
вспомнить какое-либо событие, соответствующее тому, о чем высказал предположение аналитик.
Именно последнее положение не позволяет превратить И. сновидения в необоснованную и
догматическую процедуру. В ранние годы развития психоанализа аналитик раскрывал пациенту свою И.
и объяснял ее, что само по себе носило достаточно дидактический характер. Лапланш, Понталис
(Laplanch J., Pontalis J. В., 1996) отмечают важный терминологический момент. Слово «интерпретация» в
английском и французском языках не вполне соответствует смыслу немецкого слова «Deutung». Здесь
«И.» подчеркивает субъективный или даже произвольный момент высказывания или события.
Немецкое «Deutung», как и русское «толкование», ближе по смыслу к объяснению, прояснению и меньше
связано в обыденном сознании носителя языка с отрицательными смыслами, иногда присущими
французскому или английскому терминам. Deutung сновидения заключается у Фрейда в определении его
Bedeutung, его значения. Позже, в работах по психоаналитической технике Фрейд (1911-1915) стал
считать, что психоаналитик должен не открывать пациенту сделанную И. его снов и свободных
ассоциаций, а держать ее в секрете от него до того времени, пока со стороны пациента не появятся
признаки сопротивления. С этого времени Фрейд (1913) стал выражать свое «неодобрительное
|