Navigation bar
  Print document Start Previous page
 170 of 825 
Next page End  

картине невроза.
Метод И. р. а. п. п. К. был развит в работах ряда болгарских психиатров и психотерапевтов:
Чолакова (Чолаков К., 1933), Атанасова (Атанасов Ат., 1986) и др. Он нашел широкое применение в
психотерапевтической практике и исследованиях явлений катарсиса.
См. также Автологокатарсис Атанасова, Декапсуляция Чолакова, Катарсис, Катарсическая
психотерапия.
ИСТОРИЯ ПСИХОТЕРАПИИ (КРАТКИЙ ОЧЕРК). Психотерапия, как и любая другая отрасль
медицины, имеет свою историю — как науки и практики врачевания.
Развитие науки, в том числе и психотерапии, не линейный, а сложный, многогранный процесс
развития с возвратами к уже пройденным этапам. История науки прослеживает процесс накопления
знаний, эволюцию идей, смену теорий и полученных результатов. Она пользуется различными
«измерениями», рассматривая их в контексте времени. Имея в поле своего зрения весь спектр
«измерений», история науки делает акцент на главном — на развитии содержательной стороны, которая
представляет для нее доминирующий интерес.
При анализе истории психотерапии, при постоянном внимании к оценке ее достижений и
неудач на каждом временном этапе открывается неисчерпаемый резервуар «материалов» для новых
направлений, теорий, концепций.
В истории психотерапии можно выделить два больших (основных) периода. Первый, донаучный,
охватывающий тысячелетия, и второй — всего два столетия, XIX-XX вв. — научный период
психотерапии. История отечественной психотерапии включена составляющей частью в развитие
мировой психотерапии. Описание истории психотерапии опирается на два основных критерия —
внутреннюю логику развития самой науки и влияние внешних социально-экономических, культурных
факторов (так называемый исторический фон) на развитие психотерапии как аспекта психиатрии, а в
широком смысле и медицины, психологии, педагогики, социологии, философии.
Важной закономерностью развития психотерапии как науки, вышедшей из врачевания,
опирающейся на философию, находящейся на стыке физиологии, психологии, педагогики и социологии,
является ее направленность на выработку единой теории. Во многом этому способствовали
психоанализ, бихевиоризм, экзистенциализм и др., однако и сегодня эта задача не решена.
В рамках данного издания нет необходимости в детальном рассмотрении донаучного периода
психотерапии. Он пронизан магическими практиками, опирающимися на мифологию древних культур,
теологическими толкованиями, мистериями, «тонким чувствованием» и тайными интуитивными
знаниями адептов, верой в существование сверхъестественных сил. Именно эти мистические
стремления нашли свое выражение в многоликих и причудливых обрядах — от невзыскательно-
простых до весьма сложных, но всегда окруженных ореолом таинственности. При всем многообразии
мистических подходов, будь то гулкие удары гонга в египетских храмах, неистовый ритм бубна шамана,
хоровые пения и танцы африканских колдунов, запах и дым благовонных курений в индийских
монастырях, бесконечный речитатив молитв, мерцание свечей и блеск церковного убранства,
результаты этих приемов и средств очень похожи. За всей их таинственностью зачастую стояло
внушение и самовнушение,
развивающееся на фоне наведенного транса или гипнотического состояния.
Столетиями мистика была властительницей в толковании подобных феноменов, да и душевных
болезней в целом.
Теологическая медицина сменилась медициной метафизической, в которой время от времени
возникали научно-реалистические подходы. Заболевания, в том числе и психические, начали
рассматриваться как явления естественного порядка, и появились попытки соответствующего их
лечения. Так, например, в сочинениях Сорана, жившего в Риме в царствование Адриана (II в. н. э.),
описаны следующие терапевтические приемы: «Следует внимательно изучать содержание
неправильных мыслей больного, в соответствии с чем пользоваться полезным действием тех или иных
внешних впечатлений, занятных рассказов и новостей; в период выздоровления надо уметь уговорить
больного пойти на прогулку, заняться гимнастикой, упражнять свой голос, заставляя читать вслух.
Целесообразно при этом подбирать текст, содержащий ошибки, чтобы таким образом вновь пробудить
критическую способность... В дальнейшем можно пользоваться и театральными представлениями,
способными рассеять печаль, разогнать нелепые страхи».
Hosted by uCoz